перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Уличное искусство

Лазерный дым, парк в воздухе и другие выдающиеся проекты паблик-арта в мире

Дома

В Москве в раздел паблик-арта можно записать самые разные вещи — от гигантских гвоздик у Минобороны до странных скульптур в садах и парках. По просьбе «Афиши» куратор фонда V-A-C Александр Буренков выбрал проекты, которые лучше всего иллюстрируют это понятие.

В феврале 2015 года фонд поддержки современного искусства V-A-C запустил программу поддержки паблик-арта в Москве. Лонглист художников уже объявлен, а осенью этого года лучшие работы будут представлены на выставке — место пока не определено. Фонд V-A-C сформирует шорт-лист и совместно с художниками начнет работу по производству и размещению проектов. А пока куратор фонда Александр Буренков выбрал для «Афиши» самые громкие зарубежные проекты паблик-арта.

«Pollstream» группы HeHe

Хельсинки, 2003

Коллектив HeHe, состоящий из выпускников лондонского Королевского колледжа, переосмысливает городские технологические системы: транспорт, общественную рекламу и мониторинг загрязнения города. Их работа «Pollstream» — масштабный экологический проект 2003 года. Лазером были спроецированы разные изображения на облако выхлопов хельсинкской электространции. Форма постоянно менялась в зависимости от самого облака и количества испускаемого тепла, а размер рисунка показывал уровень энергопотребления.

«Высокая ватерлиния» Евы Мошер

Нью-Йорк, с 2007 года по настоящий момент

Процесс создания работы был запечатлен в фотографиях и 7-минутном видео

Ева Мошер — нью-йоркская художница, изучающая вопросы личного участия горожан в создании удобной среды, общественного и частного использования пространства, истории города и понимания устройства городской экосистемы. «HighWaterLine» — ее произведение длиной 70 миль. Художница вручную провела меловую линию шириной 15 сантиметров через кварталы Манхэттена и Бруклина, наглядно показывая возможный уровень затопления при сильном шторме. Причиной шторма может стать глобальное потепление. Мошер работала над проектом шесть месяцев, постоянно общаясь с местными жителями.

«Будущая библиотека» Кати Патерсон

Осло, 2014–2114

Автор объясняет, как устроен ее проект

Кати Патерсон высадила лес рядом с Осло, чтобы через сто лет использовать древесину выросших деревьев для производства бумаги, на которой будет издана задуманная художницей антология книг. С 2014-го по 2114-й каждый год по ее замыслу будут приглашать автора, текст которого будет ждать публикации до 2114 года. Манускрипты всех ста текстов будут храниться все это время в открытой специально для этого комнате новой публичной библиотеки Осло.

«Общественный смог» Эми Бэлкин

с 2004 года по настоящий момент

«Общественный смог» — своеобразный парк в атмосфере, который был впервые открыт в воздухе над южным побережьем Калифорнии в 2004 году. По сути, это кусок неба неопределенного объема, свободный от вредных промышленных выбросов. В рамках проекта Бэлкин привлекала инвесторов, которые помогали выкупать у производств часть отходов, то есть буквально платить им за то, чтобы они не загрязняли атмосферу. Художница из года в год подает заявку на включение атмосферы Земли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Вандомский курган» Давида Гиссена

Париж, 2012

Длинная и подробная презентация идеи для тех, кто хочет разобраться в ее культурной подоплеке

Давид Гиссен воссоздал кучу грязи, наваленную перед Вандомской колонной в 1871 году во время Парижской коммуны. Эта куча была подлинным актом народного иконоборчества и прямым антивоенным протестом. В апреле 1871 года революционное правительство проголосовало за уничтожение Вандомской колонны, и она была повалена. После ее восстановления в 1873 году, колонна стала символом  империализма и объектом ненависти у французских левых политиков и художников. Перед тем как повалить колонну, коммунары построили насыпь, чтобы защитить брусчатку и окружающие здания от последствий сноса. Проект предполагает восстановление насыпи в 2015 году со всеми сопутствующими историческими ассоциациями.

«Танго танкмена: Тяньаньмэньский мемориал» Деборы Келли

Весь мир, 2009

Танец перед отсутствующим танком

«Танго танкмена» — это часовой перформанс в форме танца, хореография которого была создана на основе движений человека, вставшего на пути танков во время восстания на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 году. Художница интерпретировала отношения между телом и динамикой движений чьего-то неизвестного индивидуального бунта против движения танков в виде танго и разработала хореографию, исполнить которую могли все желающие на разных площадях мира в годовщину восстания. Келли выражает идею, что в тот момент, как событие находит воплощение в виде памятника, это в какой-то мере избавляет нас от обязательства помнить о нем.

«Аптека» Натали Еремиенко

Нью-Йорк, с 2010 года по настоящий момент

В 2010 году художница Натали Еремиенко придумала систему городского фермерства «Аптека». Она предназначена для улучшения состояния окружающей среды мегаполиса, увеличения биоразнообразия и повышения количества съестных припасов. Для размещения универсальных модулей «Аптеки» подходят перила, подоконники и парапеты жилых домов. Создавая в неожиданных местах стихийные фермерские угодья и висячие сады, проект повышает доступность городского фермерства и стимулирует создание сплоченного сообщества городских активистов.

«Почетный караул» группы Public Movement

Тайбэй, 2014

Четверо в сером синхронно повторяют немыслимые для почетного караула движения

Любопытный пример работы художественного коллектива с неотъемлемой частью городского пейзажа. В течение всего срока проведения Азиатской биеннале современного искусства коллектив Public Movement организовал еженедельный торжественный перформанс при входе в Мемориальный зал Чан Кайши в Тайбэе. Вместе с ветеранами почетного караула Тайваня художники разработали новую государственную хореографию, приглашая зрителей отдать дань уважения прошлому, настоящему и будущему Тайваня. Шествие тайваньского почетного караула привлекает туристов из Китая и других стран. С помощью нового почетного караула, придуманного художниками, тайваньцы могут выразить свои надежды на будущее маленького, но гордого государства.

«Турецкие шутки» Йенса Хаанинга

Осло, 1994

Громкоговоритель транслирует турецкие анекдоты, но вы их не понимаете

Громкоговоритель транслирует турецкие анекдоты, но вы их не понимаете

Датский художник Йенс Хаанинг установил в турецком районе Осло громкоговоритель, по которому транслировали шутки на турецком. Они были понятны только туркам, которые смеялись и так узнавали членов своей общины на улице. Таким образом художник демонстрировал норвежцам диаспору, которая на самом деле существовала всегда и заслужила внимание ксенофобски настроенного общества. 

Ошибка в тексте
Отправить