перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новое метро

Машинки, белье и кружка с Путиным: что происходит с торговлей в московском метро

Дома

На прошлой неделе на митинг вышли самые неожиданные люди — торговцы из палаток в метро, протестовавшие против реорганизации киосков в переходах. «Афиша–Город» изучила ассортимент палаток, посмотрела на пилотный проект реорганизации на «Новокосино» и разобралась, чем недовольны киоскеры.

Что сегодня происходит с торговлей в подземных переходах

Киоски в подземных переходах за 20 лет своего существования стали привычным явлением. Здесь можно купить все — от эротичных чулок и пирожков с хрящиками до икон и шевронов ФСБ России. Торговля в подземке устроена следующим образом: метрополитен сдает в аренду все торговые площади крупным арендаторам (на рынке сейчас три больших игрока и еще 10 поменьше) по ставке от 4 до 10 тысяч рублей за квадратный метр в месяц. Эти 13 компаний пересдают в субаренду все киоски в подземных переходах по той цене, которую считают нужной.

По словам замруководителя Департамента транспорта Алины Бисембаевой, для конечных арендаторов арендная ставка оказывается в 7–8 раз выше, чем предлагает метрополитен. Никаких требований к ассортименту, внешнему виду киосков или правил их содержания в переходах метро не предъявляет. В результате за последние 20 лет московское подземелье обросло палатками общей площадью в 12,5 тысяч квадратных метров — по площади это сравнимо с торговым центром. 

Что продают в подземных переходах

Переход на «Китай-городе»

Сувениры, нижнее белье и магазинчик «Все по 50»

Константин, продает оловянных солдатиков, коллекционные машинки: «Основные наши покупатели — случайные прохожие, конечно. Подарок по пути кому-нибудь надо купить, и к нам заглядывают. Но некоторые и специально приезжают: за солдатиками, например». 

«Пушкинская»

Цветы, мелкая электроника и одежда

Татьяна, продает постельное белье: «Соседние с нами киоски уже снесли. Видимо, и нас скоро. Нам пока ничего не рассказывают. Наверное, лучше будет, хотя нам и так неплохо. Холодно только». 

«Лубянка»

Киоск для нумизматов, сувениры для фээсбэшников и обнаженка среди оловянных солдатиков

Александр, продает сувениры с символикой ФСБ: «Покупателей у нас много. Рядом ведомства, сами знаете какие, — так вот, очень часто у нас в подарок коллегам покупают сувениры. А всякие магниты и чашки с Путиным туристы с охотой берут».

«Библиотека имени Ленина»

Конфеты с котятами, сумки для депутатов и сувениры

Продавщица сумок: «У нас хорошие сумки. Все из натуральной кожи, из Италии везем. Покупательниц много! Цена-то хорошая. Часто к нам дамочки из Госдумы заходят: видно же, приличный товар, берут и себе, и подругам. Только я вам сумку в руки не дам, вдруг украдете, а меня уволят потом».

Как хотят изменить торговлю в подземных переходах

01

Дизайн новых палаток разработали архитекторы Codest

Новые «цивилизованные», как их называют в Департаменте транспорта, киоски в подземных переходах придумали те же архитекторы, которые занимается реконструкцией открытых бассейнов «Лужников».

02

Утверждают, что брали в расчет мнение москвичей

Чтобы новый облик переходов и вестибюлей метро не оказался неожиданностью, варианты для переходов и вестибюлей нескольких станций в центре («Спортивная», «Китай-город», «Третьяковская»), выставили на голосование в проекте «Активный гражданин».

03

Переход к прямым конкурсам

Московский метрополитен будет давать киоски предпринимателям в прямую аренду, без посредников. За аренду будут брать больше, однако для арендаторов киоска (из-за устранения посредника) цена окажется более выгодной.

04

Ассортимент товаров сохранится

Метрополитен будет стремиться к тому, чтобы сохранить ассортимент товаров, которые можно найти в подземных переходах. То есть пресса, мелкая электроника, цветы и даже фастфуд останутся. Единственное требование в том, чтобы палатки приобрели цивилизованный вид и перестали напоминать развалы на рынке.

05

Реконструкция переходов пройдет полностью за счет метрополитена

По первоначальной задумке, помочь финансово в реконструкции переходов метрополитену должны были инвесторы, которым за это в свою очередь полагалась бы аренда по пониженной ставке. Однако после нескольких переговоров стало понятно, что видение у руководства метро и предпринимателей отличается и проще сделать все на свой вкус и за свой счет.

06

Обновленные торговые переходы увеличат доходы метрополитена

Руководство подземки надеется, что из-за повышения арендной ставки ему удастся заработать. Сегодня метро сдает киоски по цене от 4 до 10 тысяч рублей за квадратный метр, посредник пересдает площади конечным владельцам бизнеса в 7–8 раз дороже. По новой системе стоимость аренды увеличится на 50% — до 6–15 тысяч рублей, — а вместе с ней и доход.

07

В переходах посреди города ничего не изменится

Реконструкция коснется только переходы, подведомственные метрополитену: таких в Москве 96 штук, остальные относятся к Гормосту. Несколько лет назад учреждение также озаботилось обновлением своих переходов, но ничего не вышло. Гормост выселил арендаторов, реконструкция части объектов продолжается до сих пор, а в некоторые переходы киоски так и не вернулись. Так получилось из-за резко возросшей арендной ставки торговых точек. Особое сожаление у «Афиши–Город» вызывал исчезнувший киоск с иностранными журналами в районе Тверской площади.

Что сделали на «Новокосино»

Пилотный проект торговли в метро будущего 

В декабре 2014 года подземная торговля в «Новокосино» была перезапущена. Киоски теперь оформлены в едином стиле, и во все можно зайти внутрь, как в магазин. Ассортимент почти не изменился: продаются те же канцтовары, одежда, где-то делают мелкий ремонт. Все торговые точки помечены одинаковыми иконками по типу товаров: голубые значки означают, что в павильоне продают одежду, желтые — продукты, розовые — предоставляют услуги и сервисы. 

В переходах появилось яркое освещение и навигация. Кроме того, в обновленный вестибюль добавили лифты для инвалидов-колясочников и людей с колясками. Вместе с переходами обновляют павильоны станций и входные группы в метро, у которых теперь появится крыша. По такой модели в ближайшие годы реконструируют все подземные переходы. 

Почему киоскеры выступили против реконструкции

Часть предпринимателей оказалась с реформой несогласна. В начале апреля Московская городская организация Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса подала в мэрию заявку на проведение митинга против реконструкции подуличных переходов, и эта акция прошла в итоге 8 апреля на Суворовской площади в Москве.

Как рассказал «Афише–Город» один из ее организаторов, председатель Московского комитета Российского профсоюза работников малого и среднего бизнеса Сергей Софьин, митинг оказался многочисленным: по его данным, на мероприятие пришло более 1000 человек. Претензий к метрополитену оказалось много. «Всю инфраструктуру нынешних переходов предприниматели создавали сами с нуля еще в 1990-е годы, поэтому нам не кажется честным, что нас сейчас выгоняют. Мы были готовы к диалогу, мы были согласны на реконструкцию, предлагали мэрии провести ее за наш счет по их требованиям. Захотели они, чтобы итальянские архитекторы разработали киоски, — ради бога, мы были согласны оплатить и это. Главным нашим условием было сохранение точек за существующими арендаторами», — жалуется Софьин. 

По подсчетам митинговавших, после реконструкции переходов количество киосков значительно уменьшится, а работу потеряют 14 тысяч человек. Предпринимателям предлагают участвовать в конкурсах на общей основе с другими бизнесменами: старожилы подземной торговли боятся остаться без мест. Кроме того, по словам Софьина, реконструкция «Новокосино» показывает, что в итоге аренда новых киосков, вопреки обещаниям, получается дороже. Виной тому новые стандарты торговых точек, которые по новым правилам должны быть больше в несколько раз. 

Что не так с арендными ставками

Еще один скандал с реконструкцией переходов связан с новыми арендными правилами: московские власти заявляют о том, что будут напрямую работать с предпринимателями, без посредников. Однако, по словам Софьина, здесь тоже все нечисто, по крайней мере на «Новокосино»: «Сначала конкурс несколько раз отменяли, в результате арендатором выбрали некое ООО «Ванечка», созданное за две недели до тендера. Компания пересдала помещения с кассовыми аппаратами киоскерам и начала требовать с них до 90% от прибыли. В итоге, проработав несколько недель, большая часть предпринимателей просто ушла оттуда».

Софьин рассказывает, что переговоры с метрополитеном и Департаментом транспорта ни к чему не привели, поэтому митинг и обращение к президенту стали единственным оставшимся решением. В метрополитене тем временем историю с «Ванечкой» называют бредом и предлагают дождаться официального ответа юристов в ближайшие дни.

Ошибка в тексте
Отправить