перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Москва изнутри

«Москва глазами инженера»: 12 неочевидных достопримечательностей

Дома

Сообщество «Москва глазами инженера», которое водит небанальные экскурсии, готовит к выходу книгу об архитекторе Шухове. Основатель проекта Айрат Багаутдинов рассказал «Афише–Город» о книге и назвал 12 инженерных достопримечательностей столицы.

Айрат Багаутдинов Айрат Багаутдинов основатель проекта «Москва глазами инженера»

«Еще четыре года назад мы с партнерами запустили проект Moscow Free Tour с экскурсиями по Москве. Начинал я как гид, потом перешел на работу в офис. Спустя некоторое время я понял, что офисная работа не для меня, да и вспомнил про свое образование — я инженер. Как-то так я решил, что надо делать проект про Москву с инженерной точки зрения.

«Москва глазами инженера» начиналась с лекций, затем мы запустили экскурсии — пешеходные и автобусные. Затея оказалась востребованной. Чуть позже мы запустили детские курсы: сейчас каждые выходные к нам приходят больше сотни ребят. С детьми курс делится на три занятия: мы выбираем какой-то объект (например, катапульту), на первом уроке дети слушают лекцию о конструкции, на втором — изготавливают модель (у нас есть договоренность со студией 3D-печати для этих целей), а на третьем мы все вместе строим объект.

Виды экскурсий у нас тоже расширились: появились редкие прогулки — вроде исследования коллектора Неглинки с диггерами. Экскурсии платные — от 500 рублей до нескольких тысяч за самые экстремальные или необычные.

Все походы, за исключением специализированных, веду я. Информацию беру из открытых источников: из советских книг, библиотек, интернета. Источники различаются в зависимости от тематики: если мне нужно узнать что-то о старинной постройке, то в ход идут исторические документы, если о современной — строительные журналы. Иногда, конечно, хожу в архивы.

Результатом нашей годовой работы должна стать книга: мы совместно с издательством «Арт-Волхонка» осенью решили выпустить детское издание про архитектора Шухова. На самом деле книга должна быть интересна не только детям, большинство взрослых сами толком ничего про него не знают. Однако наши планы скорректировал кризис: сметы из-за падения рубля поменялись, и нам теперь не хватает полмиллиона для выпуска. Чтобы собрать сумму, мы запустили кампанию на Boomstarter.ru. У нас уже есть больше половины. Если успеем собрать недостающую сумму за оставшиеся две недели, то книга выйдет совсем скоро». 

12 инженерных достопримечательностей Москвы

Специально для «Афиши–Город» Айрат составил подборку из интересных фактов об инженерных особенностях Москвы

Подвесной потолок в храме Василия Блаженного
01

Подвесной потолок в храме Василия Блаженного

В старинных русских храмах мы привыкли видеть над головой своды — покрытия, в основе которых лежит арка. А проходя по одной из галерей в храме Покрова на Рву (более известном как храм Василия Блаженного), мы с удивлением обнаруживаем над собой подвесной потолок. Сложен он из почти плоских кирпичных сводиков, которые подвешены на железных растяжках к несущему своду. Такую диковину учинили то ли Постник с Бармой, то ли иноземные мастера — историки до сих пор спорят, кто же построил символ Москвы. Когда вы в следующий раз будете устанавливать в квартире или офисе подвесной потолок, задумайтесь: этой технологии в нашей стране уже почти 500 лет.

Деревянные перекрытия в Манеже
02

Деревянные перекрытия в Манеже

Нашему городу когда-то принадлежал мировой рекорд на пролет перекрытий. Здание Манежа шириной 45 метров было перекрыто деревянными фермами, которые опирались только на боковые стены. Спроектировал это инженерное чудо Августин Августинович Бетанкур (также известный как конструктор Исаакиевского собора в Питере). К несчастью, уникальные покрытия сгорели в недавнем пожаре в Манеже. Но, к чести московских властей, в реконструированном здании фермы не стали менять на стальные или железобетонные, а выполнили из дерева. В следующий раз, заглянув в Манеж на выставку, поднимите голову вверх и полюбуйтесь смелостью мысли инженеров прошлого.

Дом Нирнзее
03

Дом Нирнзее

На рубеже XIX–XX веков вместо кальки с английского «небоскреб» высотные дома в Москве называли звучным русским словом «тучерез». Главным дореволюционным тучерезом был Дом дешевых квартир Эрнста Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке. Сегодня мы называем небоскребами только каркасные высотные здания, а архитектор Нирнзее свой дом построил из кирпича. И все же 10 этажей и 40 метров высоты для дореволюционной инженерной мысли были серьезным достижением. Кроме того, у дома богатая культурная история: здесь размещались театр «Летучая мышь», цыганский театр «Ромэн», киностудия Венгерова.

Перекрытия ГУМа
04

Перекрытия ГУМа

Что сказать — умели наши предки красиво перекрывать торговые комплексы! В конце XIX века в большой моде были огромные арочные своды из стекла и стали. Самый яркий пример в Москве — Верхние торговые ряды (ныне известные как ГУМ). Спроектировал их выдающийся русский инженер Владимир Шухов. Шухов всегда избегал слепого копирования существующих инженерных решений. Арки ГУМа он сумел сделать легче и прочнее, добавив в них стальные перетяжки. При этом перетяжки эти были такими тонкими, что их практически не разглядеть. Они ничуть не портят вида, позволяя нам и сегодня наслаждаться шопингом и досугом в светлом, красивом и прочном здании ГУМа.

Кузнецовский корпус МАРХИ
05

Кузнецовский корпус МАРХИ

Сегодня по всей Москве и России вырастают как грибы здания на монолитном железобетонном каркасе. Эта технология совсем не нова — ей в нашем городе уже более ста лет. Первым таким зданием стали мастерские Строгановского училища (ныне второй корпус МАРХИ). Спроектировали его пионеры железобетона в России архитектор Александр Кузнецов и инженер Артур Лолейт. Выстроенное из стекла и бетона, это здание и сегодня выглядит суперсовременно, а изящные детали эпохи модерна придают ему изюминку, которую не найдешь в современных бетонных «коробках».

Шуховская башня
06

Шуховская башня

В 1922 году, когда вся страна еще была в послевоенной разрухе, над Москвой вдруг выросло невиданное сооружение — легкая, изящная, но очень прочная радиобашня. Спроектирована она была Владимиром Шуховым, крупнейшим в стране специалистом по металлоконструкциям. При высоте 150 метров башня стала самым высоким сооружением в России. Она была построена по принципу сетчатой оболочки, в которой нагрузки эффективно распределяются между всеми элементами, — и оттого такие конструкции получаются легкими и надежными. Кроме того, при строительстве Шаболовской башни впервые был использован принцип телескопического монтажа. Все шесть секций были построены на земле одна внутри другой, а после выезжали друг из друга, как в гигантской подзорной трубе.

Бахметьевский гараж
07

Бахметьевский гараж

В 1920-е годы русские архитекторы искали не только эффектные образы, но и рациональные планировочные решения зданий. Одним из самых ярких примеров стал Бахметьевский гараж работы Константина Мельникова. Чтобы автобусам не приходилось разворачиваться и двигаться задним ходом, Мельников устроил все пути в гараже под углом 127 градусов. Такая система позволяла экономить до 30% места в гараже. Этот же угол определил и необычную форму здания в виде параллелограмма.

Саввинское подворье
08

Саввинское подворье

Сказочный теремок спрятался за домом №6 по Тверской. Доходный дом Саввинского подворья был выстроен в самом начале века архитектором Иваном Кузнецовым. Сам по себе он весьма красив, но вряд ли представлял бы собой инженерную достопримечательность, если бы не был передвинут на новое место. Передвижки домов были обычным делом в 1930-е годы (вспомните стихотворение Агнии Барто «Дом переехал»). Проектировал процессы передвижки наш инженер Эммануил Гендель. Среди десятков передвинутых домов в Москве Саввинское подворье занимает особое место — это самый тяжелый передвинутый дом в мире, его вес — 23 000 тонн. Для сравнения: самое тяжелое здание, передвинутое в Америке, весило 10 000 тонн.

Фундамент Дворца Советов
09

Фундамент Дворца Советов

Один из самых амбициозных проектов советской Москвы — циклопическое здание Дворца Советов, которое должно было вырасти на месте снесенного храма Христа Спасителя. Мы должны были догнать и перегнать Америку и выстроить небоскреб высотой более 400 метров, увенчанный 100-метровой статуей Ленина. Спроектировал здание инженер Николай Никитин (более всего известный как автор Останкинской телебашни). В 1930-е годы были выстроены фундаменты в виде двух гигантских железобетонных колец диаметром 160 и 140 метров и высотой 20 метров. Это как если бы мы взяли много пятиэтажных хрущевок и поставили их в кольцо вокруг стадиона «Лужники». Огромный стальной каркас весом 350 000 тонн (столько стали производит один металлопрокатный завод за год) так и не был выстроен из-за начавшейся Великой Отечественной войны. К счастью или несчастью, этот невероятный проект не был реализован. Но расположившийся на его месте бассейн «Москва», как затем и новый храм Христа Спасителя, опирался на циклопические фундаменты Никитина.

Главное здание МГУ
10

Главное здание МГУ

Несмотря на послевоенную разруху, в те годы в Москве была реализована еще одна стройка века — семь высотных зданий, которые мы привыкли звать сталинскими высотками. Рекордсменом среди них было Главное здание Московского государственного университета на Воробьевых горах. При высоте со шпилем 240 метров оно почти 40 лет удерживало звание самого высокого здания в Европе. Кстати, фундаменты и каркас для ГЗ МГУ тоже проектировал Николай Никитин.

Башня «Федерация–Восток»
11

Башня «Федерация–Восток»

Деловой центр «Москва-Сити» стал маленьким Манхэттеном, где разные девелоперы соревнуются, кто построит выше. Рекорды ставятся каждые полгода. С декабря 2014-го звание самого высокого здания в России и Европе удерживает башня «Федерация-Восток». Ее высота — 373 метра. Кроме рекордной высоты, «Федерация-Восток» удерживает мировой рекорд по количеству бетона, ушедшего на устройство фундамента. Правда, этим обстоятельством вряд ли стоит гордиться.

Живописный мост
12

Живописный мост

Выстроенный недавно на Звенигородке Живописный мост стал не только новым символом Москвы, но и одним из самых интересных инженерных сооружений последнего времени. Это первый мост вантовой системы в Москве. Пролетное строение (по которому едут машины) висит на тросах-вантах, которые крепятся к пилону необычной формы — он выполнен в виде арки.

Поддержать проект «Москва глазами инженера» и помочь ему выпустить книгу «Что придумал Шухов» можно, перечислив деньги на кампанию на boomstarter.ru

Ошибка в тексте
Отправить