перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Другие города

«Умная школа» и еще 10 вдохновляющих школ, в которых хотел бы учиться каждый

Дома

Через несколько лет в Иркутске построят невероятную школу: за проект сражаются три архитектурных бюро с мировым именем. Пользуясь случаем, «Афиша» выбирает самые невероятные школы мира последних 10 лет — и подробно рассказывает об «Умной школе».

«Умная школа» — это учебный комплекс, где дети из полных семей будут учиться вместе с детьми-сиротами. Дело будет происходить в Иркутске, на берегу Ангары, а строительством займутся архитекторы с мировым именем. Звучит это все совершенно фантастически и на самом деле таковым и является. Как сообщает пресс-релиз «Апостола» (среди клиентов — концерн «Калашников», Рамзан Кадыров и правительство Татарстана), идею придумала Тина Канделаки — сейчас не сразу вспомнишь, однако медийно-политический демиург, совладелица «Апостола», почти 10 лет вела на СТС программу «Самый умный». Руководит проектом Марк Сартан, который много лет работал в издательских домах «Первое сентября» (журналы «Школьный психолог», «Классное руководство», «Биология», и проч.) и «Вокруг света», а также является отцом основательницы Trends Brands Насти Сартан

Строить собираются целый поселок, где кроме школьных зданий разместятся коттеджи для приемных семей и культурно-развлекательная инфраструктура, а с детьми будут работать не только учителя, но и психологи, дефектологи, логопеды. Учиться в «Умной школе» будут чуть больше тысячи человек: около 15% (150 детей) составят дети, оставшиеся без попечения родителей. 

Кроме гуманитарной миссии у «Умной школы» есть более важная стратегия: попробовать понять, какими будут школы будущего. А строить их будет необходимо: несмотря на то что в Москве школы объединяются, демографические данные говорят о том, что к 2020 году школьных мощностей в России не будет хватать. Кроме того, несколько лет назад правительством были приняты законы, подразумевающие, что в ближайшие несколько лет все школы в России будут работать в первую смену. В итоге в ближайшие 15–20 лет по стране нужно будет создать 25 миллионов новых учебных мест — а значит, строить полностью новые здания.

Почему для «Умной школы» так важна архитектура

Создатели «Умной школы» надеются уйти от типовых помещений и оформления, ограниченного портретами выпускников-медалистов и стендами про ОБЖ. Как они образно выражаются, перейти от «школы-завода», где царит конвейерная и безликая атмосфера, к «школе-парку», подразумевающую то, что каждый человек — автор своей жизни. Дружелюбный дизайн и привлекательные внутренние пространства должны повысить желание детей находиться в школе и способствовать их мотивации к учебе. «Даже московские «индивидуальные» проекты школ отличаются от типовых только цветом фасада, разноэтажностью, максимум — актовым залом необычной формы и, возможно, бассейном, а аудитория – как прямоугольная коробка с 30 партами никуда не пропадает», — говорит руководитель проекта, гендиректор компании «Умная школа» Марк Сартан. По его мнению, такие классы созданы для фронтальной работы: один говорит, остальные сидят и слушают. В то время как сегодня существует огромное количество форм обучения: индивидуальная, групповая, в больших группах, в малых группах, чередование их, поэтому «коробка с 30 партами» уже не позволяет реализовать все возможности образования. «Надо помнить, что именно содержание образования диктует форму, а у нас происходит наоборот — сначала строят коробку, а потом в нее втискивают детей», — говорит Марк. 

Фотография: «Апостол»

Как проходил конкурс

Закрытый архитектурный конкурс «Умной школы» курировали эксперты из КБ «Стрелка». Откликнулось несколько сотен бюро и компаний, выбрали 50 участников из 26 стран. Специалисты из «Стрелки» рассмотрели конкурсные заявки и оценили каждую из них по 100-балльной шкале, проанализировав статус организаций, опыт и квалификацию команды в схожих с «Умной школой» проектах из портфолио участников. В итоге техническое задание получили 6 архитектурных бюро. При этом денежных рамок организаторы не ставили, зато жесткие требования предъявили к принципам, которые необходимо учесть при организации школы. «Здание школы должно подразумевать свободу перемещения и изучения пространства, иметь дружелюбный дизайн, разнообразие форм и текстур», — объяснил  Марк Сартан.

Примерный план территории

В состав комплекса войдут 37 зданий: начальная и старшая школы, детский сад, поселок для приемных семей, культурно-досуговый центр, администрация, спортивный центр и учебные мастерские

В состав комплекса войдут 37 зданий: начальная и старшая школы, детский сад, поселок для приемных семей, культурно-досуговый центр, администрация, спортивный центр и учебные мастерские

Иллюстрация: «Апостол»

В жюри помимо Тины Канделаки и Марка Сартана вошли директор британской общественной организации Sustainability and Environmental Education (SEEd) Энн Финлейсон, норвежский архитектор, глава архитектурной компании Kristin Jarmund Arkitekter AS Кристин Ярмунд, архитектурный критик Григорий Ревзин, министр образования Иркутской области Елена Осипова и ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. Летом команды-финалисты посетят Иркутск, чтобы познакомиться с площадкой и доработать свой проект, — окончательный победитель будет определен к сентябрю. Начать строительство планируется в начале 2016 года, пока же можно посмотреть, чем эти архитекторы вообще известны.  

Тройка финалистов, один из которых построит «Умную школу»

Work Architecture Company (США)

Основана — 2003 год

Штат — 19 человек

Сайт work.ac


Компания фокусируется на развитии архитектурных проектов, которые переосмысливают отношения между городом и природой. Они уже побеждали в России: в 2011 году WorkAc выиграли конкурс на реновацию острова Новая Голландия в Петербурге (его курирует Роман Абрамович, подробности здесь). Недавно компания завершила строительство первого в мире «Съедобного школьного двора» в бруклинской школе №216: вместо парковки в школьном дворе организована теплица, где школьники выращивают овощи и зелень, а раз в месяц каждый учащийся готовит из выращенного урожая собственное блюдо. Кроме парника на территории построены кухня и лекторий, также есть цистерна для сбора дождевой воды, которая помогает выстроить ирригационную систему. 

CEBRA (Дания)

Основано — 2001 год

Штат — 30 человек

Сайт cebraarchitecture.dk


Датчане из CEBRA полагают, что это архитектура должна уметь приспосабливаться к учащимся, а не наоборот. Поэтому при проектировании здания стараются учитывать индивидуальные потребности школьников. Например, такие: бегать можно не только вверх и вниз по лестнице, а кружить по зданию и прилегающим к нему площадкам по простой, но интересной траектории, свет падает не только сверху, и ни одно из окон не выходит на север.

Arkkitehdit Rudanko + Kankkunen (Финляндия)

Основано — 2010 год

Штат — 9 человек

Сайт rudanko-kankkunen.com


Молодое финское бюро, в котором работают муж и жена — очень красивые. Они умеют придумывать и строить гармоничные, теплые, надежные и уютные общественные проекты в северном климате (нельзя забывать, что «Умная школа» откроется в Иркутске). 

Кто за это заплатит

Строительство школы финансируется благотворительным фондом «Новый дом» (общий объем инвестиций составляет 3,5 млрд р.). Строительство должны начать в следующем году, и если все пойдет по плану, то в 2017 году начнет работу коллектив начального и дошкольного образования, будет введен в эксплуатацию поселок приемных семей, детский сад и здание младшей школы. В 2018 году пройдет набор и заселение второй группы приемных семей, откроются средняя и старшая школы. В 2019 году начнет работу ресурсный центр для приемных семей всего города.

 Мировой опыт

Строительство «Умной школы» вызвало интерес к российской школьной архитектуре в целом. Проблемой озадачилось и московское правительство: по заказу Департамента образования Москвы Лаборатория дизайна Высшей школы экономики вместе со студентами Школы дизайна «Вышки» подготовили проект реконструкции московских школ. В их задачу входило подготовить такие варианты решений для школ, построенных до 1970-х годов, чтобы при оптимальных бюджетных затратах и минимальных перестройках самого здания создать стильный, комфортный, безопасный и вдохновляющий дизайн для учебных заведений.  

В ходе подготовки проекта специалисты Лаборатории дизайна рассмотрели передовой мировой опыт и выяснили, на какие тенденции можно ориентироваться при модернизации школьных зданий. Оказалось, что в испанских (и только в испанских) школах встречается цветной кафель, а в швейцарских почти никогда не увидишь ярких цветов — только серая поверхность оголенного бетона и естественный цвет светлого дерева. В целом же интерьеры школ цветные, и чем младше дети — тем «цветнее» стены. 

При всем разнообразии современных архитектурных и дизайнерских возможностей в Лаборатории дизайна уверены, что оформление зданий без готовности сотрудников школ к переменам ничего не даст. «Я часто наблюдаю, как обживают школьные пространства, оформленные современными дизайнерами, — рассказывает руководитель лаборатории Наталья Логутова. — Если в новые школы привносить старую систему ценностей, то перехода к современному типу образования не происходит — мох начинает прорастать, поэтому надо менять не только стены, но и мозги».

8 самых интересных школ мира, построенных за последние 10 лет

Школа NY-Krohnborg (Берген, Норвегия)

Разноцветную школу в Бергене — столице норвежского металла — должны были построить на месте старых военных бункеров, но затем решили перенести на более крупную площадку, призванную встряхнуть жизнь целого округа. Школа соединена со спортивным и культурным центром.

Школьный комплекс (община Шерминьон, Швейцария)

Почти 30% жителей живописного Шерминьона — приезжие, которые решили обосноваться в Швейцарии. Логика подсказывает, что среди них немало процветающих семей с детьми. Эта школа, совмещенная с детсадом и адресованная жителям пяти окрестных деревень, в прошлом году получила награду европейского конкурса Best Architects.

Школа Leça do Balio (Матозиньюш, Португалия)

Не каждый мировой музей современного искусства может похвастаться таким изящным архитектурным решением — зато 40 португальских детсадовцев и 200 младшеклассников привыкают к эстетике открытых пространств, игре света и объема и благородной комбинации дерева, пробки и камня с самого букваря.

Образовательный центр раннего развития Fantails Childcare (Сильвердейл, Новая Зеландия)

В Москве такие учреждения называются детскими садами или прогимназиями: это центр развития для ясельников до пяти лет. Это частное заведение гордится профессиональным уровнем педагогов, хотя и без них, кажется, смелая архитектура посреди очень красивой природы может помочь развитию воображения у ребенка. Весь проект и строительство, включая ландшафтное проектирование, обошлось немногим более миллиона долларов. 

Школа Zero Energy (Сент-Уэн, Франция)

Как и следует из названия, эта школа в северных районах Парижа, где расположен один из важнейших антикварных рынков мира и где ведется большое жилое строительство, находится на энергетическом самообеспечении — вот почему каждый сантиметр плоской крыши отдан под солнечные фотоэлектрические панели.

Школа Serge Barranx (Монфор-ан-Шалосс, Франция)

Пример не столько революционного нового строительства, сколько преобразования стандартной общеобразовательной школы, состоящей из нескольких зданий.

Школа Vibeeng (Хаслев, Дания)

Начальная школа мечты: яркий красный цвет помогает пережить бессолнечные сезоны в Северной Ютландии, частичное остекление крыши пропускает мягкий свет и позволяет хоть немного, но сэкономить электроэнергию. 

Гимназия Ørestad (Копенгаген, Дания)

Фотография: Adam Mørk

На церемонию открытия этой школы приезжали датский кронпринц Фредерик и кронпринцесса Швеции Виктория. Одна из первых больших школ, полностью оказавшихся от традиционной нарезки на классные комнаты: вместо этого каждый этаж, построенный в форме бумеранга, разделен на четыре учебные зоны.

Ошибка в тексте
Отправить