перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Полуостров ЗИЛ Что будут делать с главной московской промзоной

Одну из самых больших московских промзон, к тому же расположенную недалеко от центра, обещают превратить в район, в котором и жить и работать будет комфортно. «Афиша» познакомилась с проектом переустройства ЗИЛа.

архив

В рамках II Московского урбанистического форума был представлен обновленный проект обустройства полуостровной промышленной территории завода ЗИЛ, где город хочет создать новый полноценный район с жильем, рабочими местами, парком, развлечениями и т.д.

В начале 2012 года был проведен конкурс на концепцию планировки этих пяти сотен гектаров между ТТК и Москва-рекой; выбрали двух финалистов, которых попросили доработать проекты; летом уже было известно, что участком активно занялись в НИИПИ Генплана. А на форуме новый главный архитектор столицы Сергей Кузнецов, архитектор Юрий Григорян — руководитель бюро «Проект Меганом», которое вышло в финал конкурса, и Алексей Комиссаров, руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы представляли новую версию — на этот раз уже ту, по которой будет вестись работа.

 

Полуостров разделили на четыре неравных части, у каждой будет своя функция. Парк Нагатинская пойма остается парком, но в нем появляются постройки для отдыхающих на природе. Приезжать сюда можно будет на городской электричке. Примерно треть территории остается промышленной, здесь будут продолжать выпускать автомобили: подписаны договоры до 2024 года с несколькими иностранными компаниями, и с конвейера должно сходить около 100000 машин в год. Чтобы завод не мешал развиваться району, придумали концепцию «производство как спектакль» — на конвейер можно будет смотреть с улиц. Другую часть ЗИЛа займет технопарк, где уже несколько лет развивают проект под названием «Нагатино I-Land». Жилье же, обычные офисы и культурная инфраструктура будут сгруппированы в основном на северном участке, ближайшем к Симоновской набережной.

 

Все это объединяет благоустроенная набережная-променад шириной 30 метров, с закопанной под ней автомобильной дорогой. Причем она выходит далеко за пределы нынешней заводской территории, дотягиваясь одним концом до Крутицкой набережной (соответственно вовлекая в свою историю и отстоящий ДК ЗИЛ), а вторым — до Южнопортовой улицы. Также предполагается появление двух пешеходных мостов на противоположный берег реки. Променад в сочетании с внутренним бульваром, на который, в частности, ориентированы новый футбольный стадион и новая же ледовая арена, становится связью между городом и полуостровом, здесь старые здания начнут отдавать под мастерские художников, кафе, галереи — всем тем, кто легок на подъем.

Правда, на этом пути есть и некоторые препятствия: во-первых, территория за несколько десятилетий работы завода оказалась сильно загрязнена. Во-вторых, на ней находится некоторое количество памятников архитектуры, которые надо будет тоже очищать, но в то же время и сохранять.

Развивать проект планируется за счет городских и частных денег. Участки под жилье и офисы специально нарезаны небольшими, чтобы мастодонты панельного строительства не смогли создать на берегу очередной спальный район. К тому же это обещает первым жителям возможность не жить постоянно на огромной стройке, всего лишь среди нескольких маленьких. Но не забудут и о создании новых рабочих мест — около 43000 вместо 16000, которые сейчас предлагает завод.

 

Сергей Кузнецов

главный архитектор Москвы

«На юго-востоке целый конгломерат промышленных зон, которые перестали исполнять свою основную функцию — обеспечение людей работой, возможностью зарабатывать деньги и жить, не перемещаясь постоянно по городу. Кроме ЗИЛа это и завод «Москвич», и Южный порт. В этой части города — огромные трудовые ресурсы, их надо устраивать, делать жизнь людей более комфортной. Зафиксирован дисбаланс в масштабах города — у жителей юго-востока статистически ниже доходы, уровень образования. Девелоперы тоже не полюбили это направление. Надо уравновешивать ситуацию, приводить туда интересные проекты. Если реализовать проект с ЗИЛом, то и весь юго-восток станет привлекательнее, это будет полезное соседство».

Алексей Комиссаров

руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы

«Сейчас заложено около 50 млрд рублей на уплотнение автопроизводства ЗИЛа, и подобный опыт редевелопмента, как в случае с этим проектом, можно, наверное, использовать и в случае с Тушинским машиностроительном заводом. Но больше таких крупных площадок с единым владельцем в Москве практически нет. Существует Московский нефтеперерабатывающий завод, но по нему планов о реорганизации просто нет, они сейчас вкладывают средства в модернизацию производства, строительство очистных сооружений».

Ошибка в тексте
Отправить