перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Почему московские дворы такие некрасивые — и какими они могли бы быть

Дома

Желто-зеленые заборы, патологические гномы и избушки, заплеванные лавочки и автомобили на газонах: московские дворы в основном выглядят не очень. «Город» посмотрел на проекты радикальной переделки дворов, придуманных российскими архитекторами — и узнал у бюро Megabudka, как их можно осуществить.


  • Артем Укропов Артем Укропов архитектор бюро Megabudka
  • Кирилл Губернаторов Кирилл Губернаторов архитектор бюро Megabudka

Почему город отказывается от помощи архитекторов

«В прошлом году во дворе дома, где живет один из наших архитекторов, начались работы по благоустройству. Начали красить забор, менять асфальт на плитку и даже привезли новые фонари. Мы были готовы бесплатно помочь разработать проект или хотя бы скорректировать его, чтобы от благоустройства был толк. Но главный инженер управы района ответил, что помощь архитекторов не требуется, что они и сами отлично справляются. 

Тогда нам захотелось привлечь внимание к этой проблеме — невозможности архитекторов участвовать в благоустройстве пространств возле дома. Мы предложили коллегам придумать проекты устройства своих дворов. В конкурсе около 80 работ, лучшие из них мы покажем на «Арх-Москве». Там же 21 мая проведем круглый стол по перспективам благоустройства дворов. В июне мы надеемся разместить макеты финалистов на Крымской набережной или в одном из художественных центров Москвы. К осени планируем переместить макеты московских дворов в районные единые расчетные центры. Там всегда очереди, у людей будет время рассмотреть работы архитекторов. И на последнем этапе мы поставим макеты в самих дворах, над которыми работали архитекторы, и с камерой понаблюдаем за реакцией людей.

Я не знаю, удастся ли нам воплотить макеты в жизнь, да это и не было нашей задачей. Цель — показать, что двор — это не только лавочки, урны и заборы. Двор может стать местом, где приятно находиться и есть чем заняться. Мы хотим напомнить, что в привычном сценарии перемещений по городу «квартира — машина — работа — машина — квартира» есть место звену «двор». 

Как благоустраивают дворы сейчас

«Как это обычно происходит? На благоустройство выделяются бюджетные деньги. Подрядная компания управы района рисует на коленках план: покрасим заборы, залатаем асфальт, поставим детскую площадку. Дворы клепаются без учета потребностей жителей. Потом оказывается, например, что людям удобнее ходить там, где путь короче, а не там, где проложены дорожки. Местным органам управления это не нравится. В качестве воспитательных мер они ставят ограду или сетку. Люди лезут через ограды и делают дыры в сетке. Тогда чиновники все-такие прокладывают асфальтовую дорожку по протоптанным путям. При этом благоустройство проведено. Деньги потрачены. 

В идеале организация двора должна начинаться с социологов, которые проводят опрос населения, делают выводы, каким люди хотят видеть двор, что им нужно для комфорта. На этом основании архитектурные бюро рисуют план, визуализацию и представляют проекты на конкурсе. Жители проголосуют, и лучший вариант воплощается в жизнь управой района. Но в России никто никогда так не делает.

Есть мнение, что привлечение архитектора сильно удорожает благоустройство. Это не так. Архитектор знает, как малыми средствами достичь результата. Потому он может взять свои 7–10 % за проектирование, и общий бюджет проекта при этом не увеличится.

Даже если в домах есть ТСЖ, которое обращается за помощью к архитектору, жильцы не имеют последнего слова в вопросах распоряжения бюджетом. ТСЖ в праве только предложить проект двора. К чертежам местные власти могут прислушаться или не прислушаться. Здесь нет никаких гарантий». 

Лавки, урны и елки

«Интересно, что все новые дворы Москвы выглядят хорошо, когда в них только что высадили цветы, деревья, проложили тротуар. Дальше начинается плановая покупка неудобных скамеек, урн, заборов, беседок. Малые архитектурные формы для двора — это как мебель для квартиры. Стоит выбрать не ту мебель, и квартира будет выглядеть захламленной. 

Менять атмосферу дворов можно малыми шагами — уберите ненужные ограждения и заборы, которые никого ни от чего не огораживают. Подберите хорошие лавки и контейнеры для мусора.

Что такое хорошая лавка? Это та, на которой удобно сидеть, и при этом она не привлекает лишнего внимания. Если сидеть на спинке лавки, ставя ноги на скамейку, удобнее, чем сидеть, как полагается, — это плохая лавка. Если на лавке невозможно высидеть и получаса — это тоже не подходит. О металлических скамейках в нашем климате и речи быть не может. Зимой на них не присядешь.

С урнами тоже непросто. Они наполняются дождевой водой, горят от окурков, в лучшем случае ими просто неприятно пользоваться. Лучший вариант — это контейнер, где ты нажимаешь на педаль ногой и он открывается. При этом не надо пачкать руки.

Еще одно решение, которое нам кажется простым и действенным способом улучшить атмосферу дворов, — высадка еловых пород дерева вместо лиственных. Тогда Москва будет зеленым городом не только летом, но и зимой. Сейчас с приходом ноября наш город выглядит серо. Чиновники, конечно, обвязали гирляндами черные стволы деревьев на центральных улицах города. Но дворы остались мрачными. Да, у кого-то хвоя ассоциируется с Мавзолеем и Красной площадью. Но это только потому, что никто не видел, как выглядят ели, посаженные во дворе. Вот представьте, вы приходите во двор, а у вас пахнет хвоей. Красота — и зимой и летом».

Как сделать так, чтобы во дворе можно было гулять, а не только парковаться

«Сейчас государство не обязует строительные компании организовывать парковки для жильцов строящихся домов. Девелопер может включить в проект подземную парковку или отдать под нее первый этаж здания, а может и вовсе об этом не беспокоиться. И если парковка не продумана, то жильцы будут ставить машины во дворе, под своими окнами. Это значит, мамам будет страшно отпускать детей во двор, даже если там будет прекрасная игровая площадка для детей. 

Есть несколько современных вариантов того, как можно освободить дворы от машин. В мире активно используются вертикальные системы хранения автомобилей, когда в одном вертикальном ряду умещается 4–5 машин. В Европе стали нормой удаленные парковки. Люди приезжают по двор, выкладывают необходимые вещи и уезжают на удаленную парковку, обычно она находится в 10–15 минутах езды от дома. 

В России оба варианта парковки не популяризированы. Неорганизованная парковочная зона приводит к другой проблеме. В случае возгорания пожарная техника просто не может подъехать к подъездам. Ей требуется свободная дорога и площадка для разворота, если во дворе есть тупик. И как раз эта площадка во дворах постоянно заставлена машинами жильцов».

Детские площадки

«Во всех российских дворах стоят примитивные детские площадки. Все они решены в четырех цветах: красный, зеленый, желтый и синий. Это самые глупые цвета в крайне неудачном сочетании. Почему чиновники решили, что дети любят четыре этих цвета? Это миф. Стоит вместо красного взять фиолетовый, вместо синего — бирюзовый или выкрасить комплекс в один цвет, и площадка будет выглядеть приятней.

На свете есть много производителей, которые предлагают детям не просто скатиться с горки и снова подняться по лесенке, а дают несколько сценариев поведения. Площадка становится бесконечном лабиринтом, где ребенок может подниматься и спускаться разными маршрутами. Мы знаем множество европейских компаний, например, в Дании, Франции и Голландии, которые выпускают совершенно удивительные площадки. Например, удачная площадка от Monstrum установлена в парке Горького. Да и наши архитекторы, в том числе и мы, в последнее время начали проектировать детские площадки. Здесь есть простор для творчества».

Зарубежный опыт

«В Европе теплее, больше солнца, поэтому там действуют другие нормы инсоляции — уровня освещенности квартир, и допустимо размещать дома ближе друг к другу, потому дворы получаются компактными. Маленький двор легче сделать привлекательным. Российские дворы в большинстве своем против них просто гиганты. 

Маленький дворик между домами в Европе обычно благоустраивает архитектор вместе с ландшафтным дизайнером. Во дворах можно встретить искусственно созданный водоем, вокруг могут быть организованы деревянные настилы, кое-где высажены травы или интересные растения, рядом удобные лавочки. Тут же стоянка для велосипедов и пространство для молодежи или, наоборот, пенсионеров.

В центре Москвы тоже много уютных двориков, они выглядят приятно прежде всего за счет невысоких зданий и высоких деревьев, а не за счет работы архитектора. В центре такого дворика может быть одна горка и одна песочница, вокруг деревья и кустарники, посаженные жильцами. Ничего сложного, но при этом здесь хочется проводить время». 

Дворы в новых районах Москвы

«В Москве есть удачные примеры решения дворов. Чаще это истории о девелоперах, строящих элитное жилье. Удачно решены дворовые пространства комплекса «Микрогород в лесу». По визуализации понятно, что ничего кардинально нового в решении дворов нет. Но привычные архитектурные решения сделаны аккуратно и без огрехов. 

Неплохие строящиеся дворы есть в Коммунарке. Плитка положена аккуратно, прогулочная зона петляет, по ней нескучно идти, а асфальт вообще отсутствует — вместо него цветная плитка, совсем нет заборов. Интересно, что застройщик сохранил кусок среды середины прошлого века размером 2 на 2 метра с лавочками и притоптанным грунтом, здесь даже стоит табличка «Охраняется государством». Единственное, что беспокоит, — не очень понятно, как решена проблема с машиноместами, но искренне надеемся, что здесь все продумано».

Дворы типовой застройки окраин Москвы

«В конце 2009 года студия Planar выиграла тендер на благоустройство района Марфино. Архитекторам предстояло разработать систему навигации по району. Когда они приступили к работе, район был уже очень плотно застроен. 

Что сделали архитекторы? Ярко покрасили детские площадки, сделали велодорожки, установили цветники, и типовые панельные дома ушли на второй план. Во дворах поставили гигантские фигуры — слона, жирафа, носорога, верблюда, кенгуру и антилопы. На домах повесили яркие таблички с номерами домов и животным. Жители подхватили эту тему и, объясняя кому-то, где они живут, говорили, например: «Я живу во дворе с жирафом». Идея навигации сработала.

А в прошлом году Высшая школа урбанистики и Urbanurban с максимальным учетом пожеланий жителей провели благоустройство двора на улице Академика Анохина, что в Тропарево-Никулино. Архитекторы проводили социальное обследование, выводили на диалог жителей двора, вели проектные встречи, давали интервью газетам, выступали на радио и рассказывали о своем подходе к устройству двора на конференциях. Команда убедилась, что принципы благоустройства, которые они отстаивали, плохо совместимы с реальностью российского городского управления. Но тем не менее двор преобразился. Снесли фонтан, стоявший посреди двора, поставили симпатичную детскую площадку. Во двор стали стекаться на прогулки жители из соседних дворов».

Опыт регионов

«В городе Выкса сейчас проходит фестиваль «Арт-овраг». Кураторы программы выбрали из присланных жителями заявок два двора и на их примере покажут, каким может быть современный двор. К июню архитекторы вместе с горожанами в одном дворе построят современную спортивную площадку, а во втором дворе — открытую сцену для театральных выступлений.

Это важно, чтобы у горожан была возможность работать в тандеме с архитектором. Потому что во дворах активистов хватает, и энергии у них хоть отбавляй. Но если ее не направлять в нужное русло, то во дворах возникают сомнительные инсталляции: шины, вкопанные в землю и раскрашенные в желтый и зеленый, деревянные скульптуры, отдаленно напоминающие животных».

Ошибка в тексте
Отправить