перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Музеи будущего Каким будет новый Политехнический

В Политехническом музее выбрали авторов концепции будущего музея. «Афиша» проследила за тем, что происходило вокруг Политехнического за последние месяцы, и узнала, каким он станет через 6 лет

архив

Фотография: Иван Пустовалов

Команда людей, ответствеенных за реконструкцию: Юлия Шахновская, директор Фонда развития Политехнического музея; Борис Салтыков, директор Политехнического музея; Марк О'Нил, директор по развитию Event Communications; Джеймс Александр, президент Event Communications

 

Откуда в Политехническом взялся Чубайс и что он задумал — это вопрос, который бывший директор музея Гурген Григорян накануне своего увольнения решил выделить заглавными буквами. Так делают в интернет-пикировках, когда не хватает аргументов, но Григорян написал официальное письмо, с шапкой и исходящим номером: «Из на­шего разговора я так и не понял, ДЛЯ ЧЕГО ВСЕ ЭТО ВАМ — Чубайсу — НУЖНО». Чубайс ответил тоже письмом: «Последние тридцать лет я занимаюсь одним и тем же — пытаюсь сделать нашу страну современной и человеческой. Извините за пафос. А.Чубайс».

Корпорация РОСНАНО, которой Чубайс руко­водит, учредила Фонд развития Политех­нического, и в музее завертелась жизнь. Новая команда во главе с Юлией Шахновской объявила о про­ведении конкурса на разработку новой концепции, в котором участвовали лучшие музейные проектировщики мира.

 

— «Последние 30 лет я пытаюсь сделать нашу страну современной и человеческой. Извините за пафос. А.Чубайс»

 

Из длинного списка вы­брали четырех финалистов, которые приехали в Москву, исследовали здание на Новой площади и хранящиеся в нем коллекции, поговорили с сотрудниками и разработали рамочные концепции. Жюри, куда входят помощник президента Дворкович, директор Курчатовского института Ковальчук и один из создателей знаменитого Exploratorium в Сан-Франциско Гэри Делакот, выбрало победителя. Это английская фирма Event Communications, автор научно-развлекательного центра «Магна» в Ротерхэме и Королевского института Великобритании в Лондоне.

Теперь за три с половиной месяца она должна будет превратить рамочную концепцию в план действий. Дальше объявят архитектурный и дизайнерский конкурсы. В 2013 году музей закроется на трехлетнюю реконструкцию, в это время лучшие сотрудники Политехнического поедут на учебу за границу. А на другой площадке параллельно построят новое здание, где разместят фондо­хранилища. И все это звучит слишком разумно и хорошо, чтобы казаться правдой.

Офис Фонда развития оказывается комнатой величиной с учительскую, обстановка в нем соответствующая: скучные столы, календарь, застывший на каком-то летнем месяце, степлеры и папки. Директор — Юлия Шахновская, рыжеволосая молодая женщина, похожая на скандинавскую со­циалистку, комментирует процедуру проведения конкурса: «Что такое концепция? Мы ждем большой, всеобъемлющий документ, не с громкими словами, а абсолютно прикладной. Мы рассчитываем, что там не просто скажут — «Должна быть библиотека», а объяснят, к чему она должна быть привязана, с чем она должна сочетаться, чему посвящена».

По концептуальному проекту двор Политехнического превратится в публичное пространство

 

Сама по себе разработка концепции — ­процесс недлинный и не пугающе дорогой: три с половиной месяца работы команды музейщиков и 300 000 долларов, куда включены все авиаперелеты. Реконструкция оценивается примерно в 7 миллиардов рублей — и, кажется, впервые в российской истории эти деньги для музея уже фактически нашлись. В том, что это процесс необратимый, сомневаться не приходится — и, кроме прочего, это Москве действительно необходимо.

Один из членов жюри — директор новой, но уже страшно успешной научной галереи в Ирландии Майкл Джон Горман рассказывает: «В Дублине есть Музей естественной истории, построенный году эдак в 1856-м, и он с тех пор почти не менялся. Это такой музей музея, в нем можно узнать в первую очередь, как были устроены естественно-научные выставки до того, как Дарвин опубликовал «Происхождение видов». В этом есть определенное очарование. Но вот я купил гид по Москве издательства Wallpaper — Политехнического в нем нет. То есть издатели не считают, что это красивый старый музей, — они думают, что это старомодное и малоинтересное заведение».

В Политехническом музее есть грандиозная коллекция старинных микроскопов, но никому не приходит в голову сделать реплику любого из них и разрешить ею пользоваться, есть робот-экскурсовод Сепулька, который мог бы ра­ботать гидом, есть микроЭВМ «Электроника-60», но нет ни слова о том, что это на ней Алексей Пажитнов придумал тетрис. Реликтовые вычислительные машины охраняет тетенька, которая четкими и рублеными фразами выражает свое недоверие к реформам: «Ну что же тут непонятного? Концепция концепцией, а по факту тут будет, наверное, выставка достижений народ­ного хозяйства для своих — как вот этот шкаф с железками». (Презрительный кивок в сторону рекламной витрины с модемами марки Zyxel.)

Ошибка в тексте
Отправить