перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые профсоюзы

Хватит это терпеть: как учителя и преподаватели борются за свои права

Перемены

1 мая — день весны и труда. О весне мы пишем достаточно, пора и о труде: собрали мнения преподавателей о том, что происходит с образованием Москве и зачем они собираются на профсоюзные съезды.

Неделю назад в Москве прошел чрезвычайный съезд московских учителей. По словам педагогов, кризис достиг предела: в то время как власти отчитываются об успехах в сфере образования, а на протокольных встречах с министром специально приглашенные учителя бодро рапортуют об улучшениях условий труда, большинство школьных педагогов все так же слишком мало получают, слишком много работают и постоянно находятся под угрозой сокращения. Участники съезда уверены, что время договариваться с чиновниками прошло — настал момент для решительных действий. Корреспондент «Афиши» узнала, чем на самом деле живут московские школы. 

«Переубедить образовательных чиновников не получилось, значит заставить их изменить политику в сфере образования могут только активные массовые действия», — открыл съезд сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Демидов. Его поддержал коллега по профсоюзу и учитель школы «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий. «В московских судах мы никогда не выиграем, а пока будем обращаться в Страсбургский — наше образование уже умрет, — уверен он. — Разговор с властью нужно вести только на языке коллективных акций». Однако на решительные призывы съехавшиеся учителя честно отвечали, что часто причина их бездействия — страх. 

Что происходит в высшей школе

Елена Шахматова Елена Шахматова преподаватель Государственного университета управления, член профсоюза «Университетская солидарность»

«Наш вуз пережил ужаснейшие сокращения: в прошлом году все преподаватели получили уведомления о том, что их должность может быть сокращена. Руководство хотело провести всех нас через конкурс: чтобы оставить только тех, кто им нравится, а остальных — выгнать на улицу без выплаты каких-либо пособий с формулировкой «не прошел по конкурсу». Тогда мы начали бороться за свои права: члены нашего профсоюза организовывали митинги, выступали в прессе — и хотя 340 ставок все же сократили (замечу, что из административного аппарата не ушел никто), многих нам удалось отстоять. Конечно, после массовых увольнений качество образования в университете упало, нагрузки на преподавателей такие, что они практически погибают в аудиториях, а наша зарплата выросла несильно, в отличие от зарплат ректорского состава, но мы пытаемся исправить ситуацию. Я убеждена, что, если бы преподаватели вступали в профсоюз активнее, нам удалось бы достичь большего. Проблема в том, что самый большой враг преподавателей — страх: страх вступать в профсоюз, страх действовать активнее, страх оказаться нелояльным по отношению к руководству. На форуме в интернете под выдуманными никами все смелые, но когда необходимо выступить коллективно, появляется дикий страх. Обращаясь к учителям, прошу: не надо бояться — надо действовать».

Что происходит в средней школе

Елена Корабельникова Елена Корабельникова учитель школы №1373

«В нашей школе интересная ситуация: район Южное Измайлово, в котором я работаю, — очень маленький, и большинство учителей в этом районе и живут, и работают, как в маленькой деревне, все знают, что творится в школе. Когда мы начинали работать с профсоюзом «Учитель», на нас смотрели как на сумасшедших, а сейчас, через 3 года, когда что-то случается, за помощью в первую очередь бегут к нам, хотя сами вступать до сих пор боятся. Ведь руководство может лишить надбавок, или уволить, или просто создать невыносимые условия для работы.

Недавно моей коллеге отказали в оплате больничного листа. И сам факт того, что я, потрясая бумагами, на которых были расписаны все законы, объясняла девочке на перемене, как она должна действовать, напугал администрацию — ей сразу оплатили все что можно. Кроме меня в профсоюзе открыто состоят еще три учителя, и когда мы идем к директору вчетвером, школа вообще замирает: все знают, что мы будем действовать. Когда людей много — администрация боится. 

Мы стали работать с профсоюзом, когда началась круговерть с зарплатой, а около месяца назад прорвались к московскому министру образования Исааку Калине на прием — полтора часа с ним общались как раз по этому вопросу. Скажу о том, что меня потрясло, — на наш вопрос, почему падает зарплата учителей при возрастающей нагрузке, я получила от министра ответ: «Меня не интересует ваша личная зарплата». Он влез на сайт нашей школы и сказал, что я в декабре получила 150 тысяч рублей, что, естественно, неправда. Просто на сайте школы указана средняя зарплата — 150 тыс. р., но это средняя цифра вместе с зарплатой директора, которая почти в 10 раз превосходит мою. Моя зарплата до перехода на новую систему оплаты труда составляла 80 тыс. р., а сейчас — чуть больше 40 тысяч при той же нагрузке, в то время как заместители директора получают по 125 тыс. р., а директор — 400 тыс. р. «Вы получаете не меньше, чем другие учителя», — возразил мне министр. Ситуация с зарплатами и соответствующими судебными исками в нашей школе дошла до того, что, видимо, придется обращаться в Страсбургский суд. Правда, Калина нам сказал, что это очень непатриотично — российским учителям судиться в Европе.  

Представители рабочей группы родительского комитета школы №120 Представители рабочей группы родительского комитета школы №120

«Месяц назад наша жизнь поменялась круто и быстро. Придя в школу, мы обнаружили, что нашей школы уже нет, а есть некий колледж №39, который после присоединения к нему нашей школы будет называться «Образовательный комплекс «Юго-Запад». Началось все с того, что в прошлом году в один прекрасный день мы обнаружили, что у нас новый директор — небезызвестная в учительских кругах мадам Дорохина, человек, который может отпрессовать любого так, что он в течение 15 минут напишет заявление на увольнение (в школе №523, где она работала ранее, при ней уволились больше половины учителей). Хотя по закону для слияния требуется согласование с педагогической и родительской общественностью, от нас все скрыли, просто подделав документы о нашем согласии. Однако, когда все вскрылось и стало понятно, что возмущение родителей может привести к непредсказуемым последствиям, Дорохину уволили за несколько часов до общешкольного собрания. 

В итоге собрание было проведено с новой администрацией: оно напоминало разговор глухого со слепым. Однако родители все же сумели консолидироваться, и были приняты акты, оформившие наше недоверие к процессу реорганизации, также мы потребовали разобраться, кто все-таки инициировал реорганизацию, если ни с родителями, ни с учителями это не обсуждалось вообще. У нас очень сильный педагогический состав в школе, но они слабы против такого оголтелого напора. Им тяжело, но они держатся и продолжают учить наших детей. Мы, рабочая группа, которая была выбрана на общешкольном родительском собрании в начале апреля, подали иск в Мещанский суд. Первое заседание назначено на 14 мая — будем смотреть, как будут развиваться события. 

Если скрестить ежа с ужом, дойной коровы не получится, а получится моток колючей проволоки. Наш родительский комитет будет инициировать объединение родительских советов разных школ, чтобы вместе с учителями, добиваться крупных и серьезных целей — чтобы профсоюзы могли не только гасить уже возникшие проблемы, но и воздействовать на отдельные законы, а в перспективе — на бюджет, выделяемый государством на образование. Мы для чиновников просто огурцы, которые надо в одну бочку посадить, чтобы все там одинаково просолились, поэтому мы должны объединиться и с любовью и веселой яростью делать то, что от нас зависит».

Фотография: facebook.com/StolichnoeObrazovanie

Что происходит с дополнительным образованием

Андрей Филипенко Андрей Филипенко председатель родительского совета музыкальной школы им. С.C.Прокофьева

«За дополнительное образование у нас отвечают Департаменты образования, культуры, спорта, молодежной политики — это называется «у семи нянек дитя без глазу». Сегодня сокращают количество бюджетных мест в музыкальных школах. Чиновники говорят так: «Количество педагогов должно быть уменьшено». В этом году на 10%, в следующем году еще на 10%. 

Музыкальное образование — это набор определенных предметов и методик, на основании которых обучаются дети. Сегодня себестоимость обучения одного ребенка в музыкалке — 150–250 тыс. р., а реально школы в среднем получают 50–70 тыс. р. на учащегося. Чиновники предлагают школам самим зарабатывать деньги — но как? Чтобы дать полноценное образование в сложившихся условиях, надо чтобы родитель был готов в месяц выложить 6–12 тыс. р., но тех, кто может это себе позволить, — немного».

Аркадий Кузнецов Аркадий Кузнецов педагог дополнительного образования

Недопустимые вещи происходят не только в учреждениях дополнительного образования, но и в школах, где раньше была стройная и эффективная система разнообразных секций и кружков. Я много лет подряд вел в школе краеведческий клуб — туда даже из соседних школ приходили ребята. Сейчас же в школах остались только танцы, спорт и языки — это основа трех четвертей дополнительного образования, а лишних шагов не делай, ни о чем другом не думай, ничего не инициируй. В последние два года закрыли не только школьный театр, но и я сам попал под увольнение. А вместо нас насадили систему проектов. В тех школах, где она уже введена, педагоги жалуются на то, что вместо ведения дополнительных занятий или факультативов, они полгода с одним учеником сидят и пишут проект, например «Наблюдение за кошками», и за это получают лишние деньги». 

Лариса Чухин Лариса Чухин учитель лицея №1557 в Зеленограде

«Когда я десять лет назад пришла работать в лицей, то вела кружок решения олимпиадных задач по математике. Недавно в результате слияния к нам присоединилась начальная школа «Сад», где в основном учатся дети с логопедическими проблемами. В результате реформы у этих детей уволили логопедов, дефектологов, психологов. Одновременно с этим меня вызвала директор и сказала, что моя ставка всего 18 часов — из-за этого я получаю меньше денег, чем могла бы, и соответственно, средняя зарплата по школе ниже, чем нужно для отчетности. «Тебе надо взять больше часов — у нас есть дети из «Сада», а не порешать ли им олимпиадные задачки?» — на полном серьезе предложила директор. Мне бы тогда отказаться, но я пожалела детей. В результате сейчас на кружке по математике я сама пытаюсь помочь детям с их реальными проблемами. 

Напомню, что на покупку книжек мы до сих пор получаем 87 р. в месяц — этого, понятно, ни на какую дополнительную литературу не хватает. Таким образом, больше половины моей зарплаты уходит на дополнительные учебные пособия — муж говорит мне, что скоро эти книжки мы кушать и будем, ведь у меня самой трое детей. Я покупаю пособия по сенсорной интеграции, по дефектологии на свои собственные деньги, я же их тиражирую, потому что ни компьютеры, ни сканеры в школе уже не работают, и раздаю детям на кружке, где мы, по идее, должны решать олимпиадные задания». 

Что такое система аттестации

Леонид Перлов Леонид Перлов учитель географии лицея «Вторая школа»

«Аттестация, которую каждый учитель должен проходить раз в пять лет, — это огромный крючок, на который можно насаживать педагога. Нижнюю грань пройти легко, но если претендуешь на высшую категорию, возникают проблемы. В Питере, например, учителя, которые каждый год проверяют задания ЕГЭ, не получают дополнительной оплаты, которая законодательно предусмотрена. С людьми расплачиваются «палочками», как говорили при Сталине. За 5 лет бесплатных проверок у учителя накопится 50 баллов — они нужны для получения высшей категории и соответствующих надбавок. То есть учителей просто заставляют работать бесплатно в счет будущих аттестаций. Для сравнения: наличие любого выговора от администрации автоматически снимает с педагога 100 баллов, а значит, получить высшую категорию он уже не сможет. Такая система очень удобна для того, чтобы заставлять людей помалкивать».

Еще 5 новостей о школе, которые вы могли пропустить


01

В этом году в школах впервые после введения ЕГЭ прошло обязательное сочинение. Пока оно оценивается по принципу зачет/незачет и является допуском к сдаче ЕГЭ. По данным Рособрнадзора, по итогам сочинения абсолютное большинство школьников допущены до сдачи ЕГЭ.

02

В марте Минобрнауки выступило с инициативой усложнить экзамены в 9-х классах (ГИА). Сейчас девятиклассники обязаны сдавать только русский язык и математику, еще 2 экзамена они могут выбрать по своему усмотрению, но это это не обязательно. Чиновники предполагают, что в 2016 году кроме русского языка и математики ученики должны будут сдавать еще два предмета по выбору (оценка за них не пойдет в аттестат), с 2017 года оценки за два дополнительных экзамена будут выставлять в аттестат, в 2018 году дополнительных экзаменов станет уже три, а в 2020-м девятиклассники будут сдавать в общей сложности шесть экзаменов: два обязательных и четыре по выбору.

03

В этом году ЕГЭ будут сдавать 715 тысяч российских выпускников. В прошлом году их было 780 тысяч.

04

Для одиннадцатиклассников Крыма и Севастополя ЕГЭ останется добровольным. Они смогут выбрать, сдавать ли классические экзамены, к которым их готовили в украинских школах, или ЕГЭ.

05

В феврале РПЦ обратилась в Минобрнауки с просьбой расширить школьный курс ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики»). Сейчас предмет изучается только в 4-м классе, но патриарх Кирилл предложил сделать его обязательным со 2-го по 9-й класс. Однако министр образования Дмитрий Ливанов прокомментировал, что пока о расширении курса говорить рано.

Ошибка в тексте
Отправить