перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Выборы, выборы

«Попахивает харизмой»: психологи изучают плакаты кандидатов в депутаты

Перемены

По всей Москве развешаны плакаты с агитацией кандидатов в депутаты в Мосгордуму. «Город» попросил психологов Феликса Банщикова и Александрину Малахову прокомментировать лица и позы людей, которые клянутся менять наш город к лучшему.

Андрей Андреев

Феликс Банщиков, директор по развитию медицинского центра «Премиум»: «При виде фотографии молодого человека 25–27 лет от роду, с горящими глазами, как бы устремленного вперед на фоне яркой аббревиатуры ЛДПР, так и хочется воскликнуть: «Вот ты каков, сокол Жириновского!» Но в данном случае язык не поворачивается. С одной стороны, горящий взгляд не обязательно подразумевает горячее сердце и холодный ум. А с другой — перед съемкой на агитплакат с названием известной партии можно было и с большим вниманием отнестись к собственной внешности. В результате — заметная невыбритость, неровно подстриженная челка, вкупе с некоторой ассиметрией черт лица, явно выдают максимум среднее техническое образование в прошлом, не вполне внятный род занятий в настоящем и крайне сомнительную самостоятельность в качестве депутата Мосгордумы в будущем».

Александрина Малахова, основатель Центра межличностного развития: «Откровенно незрелый юноша. Видно по образу, что его пытаются впихнуть как некоторую подставную фигуру, чтобы некоторые ошибки было легко на него списать. Можно было бы предположить, что это определенная работа стилистов или имиджмейкеров, но в это невозможно поверить — человек полностью соответствует внешности девятиклассника».

Александр Гнездилов

подписьФеликс Банщиков: «Что мы видим на плакате? Молодого человека, вполне упитанного, холеного, явно довольного жизнью. Весь облик Александра красноречиво свидетельствует о том, что на сегодняшний день у него все хорошо и, возможно, даже более. Преждевременно утраченная часть некогда, без сомнения, густой шевелюры явно указывает на то, что ее владелец привык скорее к умственному, чем к физическому труду.

Посмотрите, как он протягивает руку, как бы предлагая: «Вот, возьмите все, что вам нужно!» А приподнятые брови и взгляд чуть исподлобья только усиливают впечатление об искренности этого предложения... Хоть моя фамилия и не Станиславский, но глядя на Александра, так и хочется воскликнуть: «Верю, верю!» Он очень убедителен в этой позе, одно слово — режиссер.

Но где же признаки творческого человека, спросите вы? Почему строгий костюм, белая рубашка, галстук? Где небритость и старый свитер? Где небрежно сдвинутый на бок берет и очки? Не волнуйтесь, дорогие сограждане, так надо. Это представляя Apple, можно позволить себе надеть пуловер и джинсы. Но когда представляешь «Яблоко», без костюма и гладко выбритых щек никак нельзя, просто не поверят».

Александрина Малахова: «Пытается вызвать доверие протянутой рукой, но взгляд у него хитрый. Поэтому жест вызывает не доверие, а, скорее, приглашение в его лагерь».

Лариса Картавцева

Феликс Банщиков: «Прекрасный плакат! Уверенно расправленные плечи, прямой взгляд широко открытых глаз полностью выдают в Ларисе настоящего врача. Весь ее облик убедительно доказывает, что при необходимости она смело и бескомпромиссно сорвет с шеи фонендоскоп и выслушает всех нуждающихся и страдающих. Несколько небрежная прическа Ларисы как бы говорит о том, что она не привыкла отвлекаться на формальности и другие мелочи. Как настоящий врач, выслушав всех нуждающихся, она незамедлительно начнет действовать — раздавать лекарства или резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита. Вот побольше бы таких людей, и здоровье нации было бы на куда лучшем уровне! Жаль только, что медицине нужен не доктор, а грамотное управление. Но это, как говорится, другая история. Это я вам как врач говорю».

Александрина Малахова: «Идея и смысл смазаны. Если бы можно было воспринимать плакат как стандартную рекламу чего-то, то понять, что тут рекламируют и к чему призывают, невозможно. Мы видим женщину с попыткой вызвать доверие современным макияжем и прической, но впечатление портят циничный взгляд и опущенные уголки рта. Ярко-красный на белом ­— это очень агрессивное сочетание для медицины, негативное. Человек, который хочет обратиться к врачу, должен быть спокоен. Например, цвета всех практически медицинских центров и даже аптек — это зеленый плюс его нейтральные оттенки».

Максим Кац

Феликс Банщиков: «Глядя на плакат, сразу понимаешь — вот человек, близкий к народу. Молодость, демократичная рубашка в клетку… вроде не от сохи, но и к «элите» явно не принадлежит. Длинные, немного вьющиеся волосы, почти достающие до плеч, — еще одно яркое проявление свободных, демократических взглядов Максима. Это лет 50 назад таких презрительно называли «хиппи волосатый», а сейчас неформальная прическа является признаком современности, а иногда даже оппозиционности. Чуть расфокусированный взгляд, расслабленная мимика, безмятежная улыбка красноречиво свидетельствуют не о частом употреблении дурманящих веществ, а скорее о спонтанно расширенном сознании и глубоком понимании процессов мироздания. И хотя мне думается, что Максим доставил бы большее удовольствие своей маме, исправно посещая синагогу, а не заседая в Мосгордуме, но решать, как водится, электорату».

Александрина Малахова: «Четко выраженная ориентация на пожилое поколение. Мальчик такой внешности мог бы спокойно сниматься в добром советском фильме. Клетчатая рубашка, кудрявые волосы, единственное, что немного выделяется и напрягает, — весьма неестественная улыбка. Я думаю, ни один здравомыслящий современный человек свой голос такому юнцу не отдаст».

Вера Кичанова

Феликс Банщиков: «Кто такая Вера Кичанова, вроде сразу и не скажешь. Однако многое становится вполне прозрачным, если посмотреть на фотографию. Скромный, почти строгий наряд, аккуратные очки, незамысловатая прическа выдают в ней эдакую врожденную девочку-отличницу, явно не без минимум трех поколений интеллигенции в роду, золотой медали или красного диплома.

Но если вы приглядитесь, то наверняка заметите в ее глазах какую-то если не сумасшедшинку, то некую червоточинку. А чем иначе, если не наличием в голове множества жирных тараканов, можно объяснить тот факт, что молодая красивая девушка баллотируется в какие-то-там-депутаты, вместо того, чтобы, как предписано ей Богом и природой, влюбляться и рожать детей, таких же красивых и умных, как она сама?»

Александрина Малахова: «Назвать ее плакат агитационным я не могу. Он пытается заинтриговать — мол, кто такая эта Вера? Напоминает рекламный ход некоторых общеизвестных компаний. Что же за вкус у наших новых конфет? И кто такая эта Вера? Девушка на фото явно придерживается так называемого стиля «ботана». Объективно это рассчитано на студентов».

Сергей Григоров

Феликс Банщиков: «А вот Сергей Григоров, сразу видно, непрост, ох, непрост. «Тот еще жук», как сказали бы в некоторых районах столицы. Посмотрите на его взгляд, вроде как открытый и честный, вдумчивый даже. На этом лице явно не просто высшее образование, но и какая-нибудь ученая степень, опыт разный, включая политический… В общем, серьезный мужик, чего греха таить. И стоит-то как уверенно, спокойно, плечи расправив, да в дорогом костюме. Но одновременно нельзя не задаться вопросом: при всей своей серьезности и опытности, а что он там прячет в правой руке, которую в карман брюк засунул? Вот такого выберешь в городскую думу и не знаешь, что от него потом ждать: то ли всемерной заботы о народном благе, то ли пакостей каких. В общем, я предупредил, а вы сами думайте».

Александрина Малахова: «Cлоган — откровенная профанация, рассчитанная на людей мало того что с низким уровнем критики, но и, скорее всего, не живущих в России. Если Дума не подвластна чиновнику, то можно сказать — хочу скорую, неподвластную врачу. Нужны правильные чиновники, а не Дума без них. Плакат позитивный: сосны, ели, звезда на шпиле. Неплохая композиция, если не учитывать того, что мужчина чем-то недоволен, судя по напряженному лицу».

Ольга Кузнецова

Феликс Банщиков: «Всегда приятно посмотреть на красивую женщину, к тому же блондинку, пусть даже на предвыборном плакате. Но если разбираться более подробно, то фотография способна сказать несколько больше. Что же мы видим? Явно состоявшуюся женщину, уже не юную, но еще очень даже ого-го! Образованную, отлично понимающую, что ей нужно в жизни.

Возможно, меня обвинят в сексуальной озабоченности, но я всерьез подозреваю, что под объектив фотоаппарата Ольга попала внезапно, причем менее чем за минуту до этого ее оторвали от страстного поцелуя с безусловно достойным ее мужчиной. Мечтательный взгляд больших глаз Ольги, немного растрепанная прическа, чуть припухшие губы однозначно позволяют сделать вышеуказанное предположение».

Александрина Малахова: «Cимпатичная, вызывающая доверие женщина. Зеленый спокойный тон. Невнятно написанная фраза в стиле: «Живите хорошо, и все у вас будет хорошо». Как все это связано с предвыборной кампанией, лично я не знаю, но вызывает она симпатию и потенциально можно было бы за нее проголосовать, если тебе совсем на это все равно».

Светлана Родионова

подписьФеликс Банщиков: «Вот смотришь на этот предвыборный плакат и сразу видишь: Светлана Родионова — человек из народа. Простой, но строгий деловой костюм, ничего лишнего, прическа, сделанная в обычном, а не дорогущем салоне красоты, ясные глаза опять же… Вызывает доверие, не правда ли?

Смущают несколько кокетливый взгляд и скрещенные на груди руки. Но это не легкомысленность и стремление отгородиться от электората, а скорее желание понравиться (свойственное каждой нормальной женщине) и проявление некоторой неуверенности в себе. Вот представьте: преподавал себе человек, работал с детьми, сеял, как говорится, разумное, доброе и вечное, а тут на тебе — в Мосгордуму. Там добро просто так не посеешь, там добро должно быть с кулаками. Эх, дорогая Светлана Сергеевна, как жаль, что несмотря на два высших, невдомек вам, что для бесплатной медицины и образования нужны не просто ваши желания, а деньги, причем много. К тому же страна больше нуждается не в депутатах, которых как собак нерезаных, а в хороших учителях. Так, может, ну его, а?!»

Александрина Малахова: «Откровенная ложь и профанация, даже сама Светлана не верит в то, что говорит. Ее взгляд и закрытая поза свидетельствуют об этом. Стиль плаката и кампании в целом пытается давить на малообеспеченные слои и учащихся».

Любовь Соболь

подписьФеликс Банщиков: «Ну что ж, еще одна молодая красивая женщина. Глядя на подобные плакаты, иной раз думаешь, что попал не на предвыборную кампанию, а на конкурс красоты. Впрочем, внешняя красота в Любови не главное. Помимо нарисованного на лбу высшего образования, безупречного костюма, деловой прически и открытого умного взгляда (ну точно — юрист!), сразу бросается в глаза внутренний стержень, принципиальность и непоколебимость собственных принципов этой женщины, о чем явно свидетельствуют скрещенные на груди руки, которые не закрывают ее от народа, а только демонстрируют стойкость и целеустремленность. Ну и, разумеется, нельзя не отметить, что Любовь явно ставит общественные интересы не только выше личных, но даже выше Шуховской башни. То, что ее стремление к справедливости не дотягивает, скажем, до Останкинской, не страшно. С чего-то же надо начинать?»

Александрина Малахова: «Бизнес-вумен, ориентированная на массу менеджеров и прочего, так сказать, пробивающего жизнь молодняка. Один из самых побуждающих плакатов. Почему? Во-первых, на ее плакате есть конкретика — внизу конкретные высказывания, чем она недовольна и, видимо, с чем собирается бороться. Во-вторых, что мы видим? Голубое небо, а на его фоне женщина с целеустремленным лицом. Даже ее закрытая поза (сложенные руки) не меняет общего представления о ней. Что еще ее выделяет от остальных — открытый взгляд».

Алексей Жук

подписьФеликс Банщиков: «Вот сразу видно — настоящий мужик! Посмотрите на этот прищур в духе Клинта Иствуда! Создается иллюзия того, что Алексей не просто смотрит, а уверенно смотрит в светлое будущее. Вернее, не просто смотрит, но и видит его. Весь его облик как бы говорит, что он прямо сейчас готов стать первопроходцем, подобно Юрию Гагарину на заднем плане фотографии. Что ж, здесь явно попахивает харизмой. Однако руководство партией в районе и необходимость постоянно отслеживать тенденции светлого будущего явно не позволяют Алексею работать. И пускай одет он почти что безупречно, местоположение солнцезащитных очков с головой выдают в нем налет провинциальности (увы, Алексей, так очки не носят). Впрочем, устремления Алексея вполне понятны и, безусловно, светлы. Пусть таких, как он, не берут в космонавты, но, возможно, возьмут в Мосгордуму».

Александрина Малахова: «Типичная фотография «своего парня». Текст речевки и название партии совпадают, красный цвет и слово «родина» должны вызывать некую ностальгию, но это не так. Вид у парня не пробивной».

Анатолий Почукаев

Феликс Банщиков: «Импозантный мужчина: отличный костюм, холеные руки, мужественное лицо, благородная седина. Так и хочется применить к Анатолию те же эпитеты, что и Володя Шарапов в известном фильме, когда он описывал бандита Фокса: «Такие бабам нравятся». А взгляд у Анатолия — скорее как у Глеба Жеглова при виде горбатого предводителя банды «Черная кошка» — холодный, безжалостный. От такого пощады не жди, такой ради победы и процветания города что угодно сделает и не поморщится. Не исключено, что родись Анатолий лет на 60–70 раньше, то служил бы он в Чрезвычайной комиссии под руководством товарища Дзержинского… Впрочем, это всего лишь предположение. А вот закрытая поза Анатолия — это уже реальность. И что он там скрывает от посторонних глаз, вряд ли понял бы и сам товарищ Дзержинский. В любом случае избиратели сами определят, кто достойный кандидат в Мосгордуму, а кто кот в мешке или (упаси Господь!) черная кошка».

Александрина Малахова: «Партия «Родина» давит на ностальгию по советскому периоду, поза депутата закрыта. Лицо сурово. Нагнетает атмосферу — мол, родина всех буржуев задавит».

Ошибка в тексте
Отправить