перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Кто готов побыть агрессивным?» Что происходит в предвыборных штабах кандидатов на пост мэра Москвы

«Афиша» провела неделю в штабах кандидатов на пост мэра города, сфотографировала их и записала, о чем там говорят.

архив

Сергей Собянин

 

1. В приемной Собянина идет инструктаж для волонтеров. В просторном зале вокруг стола рас­саживаются не меньше сотни человек; большинство на вид — старше 40 лет.

Тренер Лев: Если у вас спрашивают, сколько вы зарабатываете, говорите: «Я получаю столько же, сколько получает курьер». Бабушки не знают, кто такой промоутер, говорите «курьер». Говорите «Я за Собянина, но получаю заработную плату, это по закону».

Тренер Елена: Главное — мы забываем частицу «не». Говорим «я вам предлагаю ознакомиться», вместо «не хотите ли». И забываем слово «извините». Мы не делаем ничего плохого. Я понимаю, что вначале сложно даже простейшие фразы произносить. Когда придете домой, потренируйтесь, лучше перед кем-то из родных, выберите фразу, с которой вы будете подходить к прохожим. Вы должны нести спокойствие и уверенность.

 

2. Волонтеры делятся на три тематических секции по направлениям предвыборной программы. Тренеры предлагают добавить к программе Собянина факты из личного опыта и опыта своих знакомых.

Мужчина-волонтер: Метро сделали в шаговой ­доступности, построили новые станции метро. «Шипиловская», «Братеево», «Алма-Атинская».

Тренер Наталья: Все метро у вас в районе проложили? У вас особые отношения с Сергеем Семенычем? (Смеется.)

Женщина-волонтер: Пустили автобус 717, и весь народ доволен — едут и в «Ашан», и в «Твой дом». Все рады и благодарят его.

Молодой человек лет 25: Развитие велосипедной культуры, а именно — велодорожки, велопарковки у каждой станции метро, также велосипеды в аренду от Банка Москвы.

Женщина-волонтер: И тренажеры еще. Спортплощадки. У каждого подъезда стоят лавочки, ­скамеечки, и бабули все счастливые. Я заметила, что много стало фонтанов!

Мужчина-волонтер: Урн и скамеек.

Женщина-волонтер: В дендропарке комфортно, роскошно просто. Очень зелено. Катамараны, лодки, кафешка стоит. У охранника отдельное помещение. Можно пиво пить и все что хочешь.

Мужчина-волонтер: У нас даже мангалы поста­вили кованые и беседки! И урны!

Женщина-волонтер: В каждом районе есть яблоневый сад, где пенсионеры танцуют!

 

3. Двор штаба. Тренеры показывают волонтерам, как выходить из сложных ситуаций на предвыборных пикетах.

Тренер Елена: Кто готов побыть агрессивным? Мужчина, давайте!

Женщина-волонтер: А что делать, если он не отдает листовку и у меня перед лицом машет?

Тренер Елена: Отодвигайте свое лицо.

Мужчина-волонтер: Оно у меня не застраховано.

Другой мужчина-волонтер: До 8 сентября можешь успеть застраховать.

Сергей Митрохин

 

1. В штабе партии «Яблоко» на Пятницкой пустынно. Пресс-секретарь Игорь Яковлев объясняет, как будет проходить агитация. Внезапно в комнате появляется мужчина.

Мужчина средних лет: Я из Нижнего Новгорода. На сайте было приглашение — кто из регионов желает помогать на выборах, приезжайте. У меня и документик есть, если полиция будет интересоваться: «Орешин Вадим Петрович, капитан второго ранга». (Салютует.) Два года назад, когда меня «Яблоко» приглашало, у меня пенсия была 11 тысяч рублей, а сейчас 25. В том числе благодаря таким мероприятиям я сейчас в шоколаде.

Игорь Яковлев: Да, мы приглашаем из ближайших регионов тех, кому несложно приехать.

Мужчина: Не то что несложно, просто я — герой нашего времени! Я там, где партия требует! И я мечтаю в Нижнем Новгороде стать кандидатом в мэры, сейчас перенимаю опыт. Я боевой командир, подводник, капитан второго ранга, сын капитана первого ранга Петра Орешина и отец лейтенанта Петра Орешина. Я артиллерист, отец был минер-торпедист, а сын — артиллерист.


2. Встреча Митрохина и Явлинского с партий­ными активистами. Перед штабом курят трое мужчин.

Первый мужчина: Ты скажи, зачем ты с пистолетом на митинги ходишь? Вот я сегодня праздную второе рождение. В меня семь раз стреляли и два раза даже попали. А ты зачем?

Второй мужчина: А я проверяю, куда у нас с пистолетом пускают.

 

3. Актовый зал. Встреча с избирателями. На сцене второй час выступает Григорий Явлинский. Время заканчивается, пожилой мужчина не успевает задать свой вопрос.

Первый мужчина (девушке с микрофоном): Так и передайте — он ушел, потому что не успел задать вопрос. Это же встреча с кандидатом, Митрохиным. А этот тут причем? (Другому мужчине.) Вам вот это нравится?

Второй мужчина: Да, я много нового узнал. А чего вы так нервничаете — не пойму?

Первый мужчина: Нового? Да что тут нового? Вы последние «Аргументы и факты» читали?

Второй мужчина: Нет, я газеты не успеваю читать.

Первый мужчина: И о чем с вами разговаривать?

Николай Левичев

 

1. В общественной приемной кандидата от партии «Справедливая Россия» Николая Левичева проходят тренинги для наблюдателей на выборах. На улице гроза. Активисты приходят с опозда­нием.

Тренер: Избирательная комиссия — это сплоченная команда. Бывает, что слишком сплоченная. У меня было так даже, что все работали в одном ГУП «Ритуал». Чем, по-вашему, пожарные занимаются, пока не тушат пожары?

Кто-то из зала: Бухают?

Тренер: Нет, они занимаются спортом. И вы найдите подходящий способ тим-билдинга. Пойдите с ними в кафе, выпейте рюмку чаю.

Женщина средних лет: А если наш ребенок агитирует, нас могут с наблюдения за выборами снять?

Тренер: Ваш ребенок — это не вы. Но если он повесит на балконе баннер с Навальным, то могут засчитать за вас. Хотя если вы в «ВКонтакте» не требуете распилить Путина, то вас никто не тронет.

 

2. Идет игра — симуляция выборов. Активисты делятся на две группы: одни садятся за столы и изображают приемную комиссию, другие под­ходят голосовать.

Избиратель (громко, картинно): Я голосовать хочу!

Члена избирательной комиссии: Скажите свой адрес.

(Заполняют бумаги, избиратель подходит в условную кабинку для голосования, за ним — наблюдатель.)

Первый член избирательной комиссии (наблюдателю): Вы и галочку за него будете ставить?

Второй член избирательной комиссии: Полиция, полиция, человек без документов хочет голосовать!

Мужчина в зале (наблюдая за происходящим): Штирлиц никогда не был так близок к провалу.

Третий член избирательной комиссии: Это наш избиратель, мы просто не успели вписать…

Первый член избирательной комиссии (наблюдателю): Сдавайте протокол, мы удаляем вас с избирательного участка за препятствие работе комиссии!

Крики с другой стороны зала: Полиция, вброс!

Тренер в роли полицейского: У вас в глазах двоится, вас еще с прошлого участка пьяным удалили.

Второй член избирательной комиссии: Он трогает урну! Он несанкционированно трогает урну! Урну трогать вообще нельзя — это священная корова.

 

3. В приемной выступает Вячеслав Душенко, член бюро Совета московского отделения «Справедливой России» и по совместительству заместитель атамана Центрального казачьего войска. Для кампании Левичева казаки организовывают предвыборные митинги и пикеты, раздают листовки, курируют работу колл-центра и юриди­ческой консультации.

Вячеслав Душенко: Если лидер казачества участвует в политике на стороне Николая Владимировича, то и люди, которые за ним идут, участвуют в этом процессе. Власти нас пытаются отсюда выжить: то проверки одна за другой, то окна вы­бивают. Теперь мы подготовились: на окнах — бронированные жалюзи, на дверях работает система автоматической блокировки, на входных дверях сейфовые шлюзы, которые можно вскрыть только автогеном со спецназом. Если нам выключат свет, аппаратура будет передавать чуть ли не в прямой эфир, как нас штурмуют. Мы никого не боимся, готовы ко всему и плотно стоим на ногах.

Михаил Дегтярев

 

 

1. В штабе ЛДПР на Новорязанской повсюду развешаны портреты и фотографии Жириновского. Координатор Людмила проводит инструктаж для водителей, которые развозят кубы Дегтярева по Москве.

Первый водитель: Сколько кругов я там нарезал уже — Балашиха, потом перед америкосами, на Болотке, может, где и воткнусь, если заграждений нет, и то только во второй ряд.

Второй водитель: Так там менты все время стоят.

Первый водитель: Я в пределах Москвы вообще ставить эти палатки не буду, пусть они там у себя в Госдуме решают.

Людмила (вбегая): Мальчики, вы у меня самые умные.

(К ней подходит молодой человек лет 20 на вид с татуировкой зеленого злобного гнома на голени.)

Людмила (молодому человеку): Где твои документы?

Молодой человек: Я… это…я дома не был сегодня.

(Людмила смотрит на него строго несколько секунд.)

Молодой человек: Я очень…я... В общем — осознал.

(В зале на первом этаже в общественной приемной центрального аппарата ведущий специалист Елена выступает перед собравшимися.)

Елена: Все мы здесь помощники одного человека. Владимир Вольфович оказывает юридическую и материальную помощь людям, а мы помогаем ему. ЖКХ, жилье, пенсионное обеспечение… Вот женщина приехала из Пензы внуку Москву показать, ищем ей жилье… Люди приходят порой просто поблагодарить его. (Начинает плакать.) Одной женщине даже в прокуратуре сказали: «Тебе поможет только Владимир Вольфович».

Иван Мельников

 

1. У кандидата от КПРФ нет центрального штаба, есть общественные приемные в 120 районах Москвы. Укороченное заседание штаба во главе с депутатом Госдумы Александром Потаповым на этот раз проходит в горкоме партии в Чер­таново.

Александр Потапов: Завтра в городе Троицке пройдет встреча, где будет сам кандидат Иван Мельников. Анатолий Иванович, а теперь — кратко про готовность встречи.

Анатолий Иванович (вяло): Готовность встречи — на самом высоком уровне. Все лица, ответственные за проведение встречи, доложили, что готовы. Все организационные вопросы решены.

Потапов: 14 августа также у нас пройдет встреча в Центре молодежного парламентаризма. Пока не ясно, будет ли там сам Мельников, потому что параллельно организуется еще одна встреча, уже по общественной линии. Зоя Владимировна, что по поводу встречи 14 августа?

Зоя Владимировна: Проблем нет. Секретарь про­верил помещение, все запущено в работу.

Потапов: Все наши товарищи из местных отде­лений оснащены портретом Ивана Ивановича Мельникова, который мы называем «куб», он устанавливается рядом со стульчиками и столиком, где одновременно ведется сбор наказов.

Анатолий Иванович: Наши товарищи что могут — делают. Но для этого нужна команда профессионалов, не просто партийными силами. Наши люди могут просто напутать адреса.

Алексей Навальный

 

 

1. Перед входом в штаб Навального собираются люди. На стене у входа висят таблички с просьбами не курить у дверей и не разговаривать громко. У дверей все равно курят и шумят. Беседуют трое волонтеров чуть за двадцать.

Первый юноша: Я был на этих дебатах. И нацболы, и евразийцы — они напрочь все упоротые.

Второй юноша: Да, Дугин их придумал, а теперь он где?

Третий юноша: А потом Ортега нажрался, прибежал к нам в реплаи и фоточки начал выкладывать. Чичкову стрелку забил. Потом демвыборовцы начали плеваться. В общем — жесть.

 

2. У дверей тихо беседуют молодой человек в белой рубашке и с айпэдом под мышкой и девушка в строгом платье.

Молодой человек: Посадки эти, потом освобождения. У меня просто терпение кончилось. Я долго шел к этому — читаешь, взрослеешь. А вообще я занимаюсь аудитом финансовым, вот моя визитка.

Девушка: Спасибо, нам еще не скоро пригодится. У нас стартап, образовательный проект. Вот вам моя. (Протягивает визитку.)

 

3. Две девушки с чашками с чаем и шоколадками хохочут и делятся сплетнями.

Первая: До девяти вечера торчали под дождем, пока нас менты не погнали. Завтра с утра хочу на маникюр успеть. Потом опять сюда. Как на работу.

Вторая: Как твоя учеба?

Первая: Все, в октябре еду. (Поет.) Барсело-о-она, Барсело-о-она.

 

4. В полуподвальном помещении проходит тренинг волонтеров, которые работают на кубах.

Тренер: Какие вопросы мы можем использовать, для того чтобы заставить людей задуматься? Вот, например, такой: «Какая площадь шубохранилища притупляет желание воровать?»

Первый волонтер: Люди на улицах нам часто говорят: «Да его все равно не выберут, его посадят».

Тренер: Ну, конечно, по улицам одни Ванги и Глобы ходят. Вы у них спросите, какая погода будет 8 сентября? А если ответят, что не знают, спросите, откуда тогда про выборы знают. Смотрят главный астрологический канал страны? Первый?

Второй волонтер: Что делать с людьми, которые просто за жизнь хотят поговорить?

Тренер: Организуйте кубы по интересам, подводите их всех и зацикливайте друг на друге. Пусть они там сами с собой обсуждают заговоры, Америку проклятую…

Третий волонтер: А как быть с теми, кто ненавидит Навального?

Тренер: Ненавидишь Навального — проголосуй за него, сделай его жизнь невыносимой.

Ошибка в тексте
Отправить