перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Когда ты сидишь на унитазе и на тебя смотрит 400 человек, процесс ста­новится сакральным» Семь молодых театральных режиссеров

«Афиша» нашла семь молодых театральных режиссеров, которые в самое ближайшее время могут стать новыми большими звездами.

архив

Андрей Шляпин

откуда взялся Окончил экспериментальный курс Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича, на который не смогли поступить Денис Азаров и Женя Беркович. На курсе совместно обучались сценографы, режиссеры и актеры. Больше про Шляпина ничего не известно.

что сделал Показал на малой сцене Театра им. Моссовета совершенно небывалого «Дон Жуана», в котором лихо смонтировал тексты Пушкина, Мольера, Бальмонта и Гофмана. Ставит спектакли в Пензе, Норильске и Березняках.

чем интересен Подлинное достижение «Дон ­Жуана» — короткая роль 85-летнего Анатолия Адоскина, сделанный на пределе достоверности монолог о разочаровании прошлого века в будущем. Такого уровня взаимопонимание режиссера и актера при разнице в три поколения — фено­менально. Не говоря о том, что сам по себе спектакль Шляпина хотя бы по замаху — самый убедительный дебют за последний год.

цитата «Российский театр находится в состоянии растерянности. И довольно давно — с тех пор как сняли идеологический ошейник и у многих стала замерзать шея. Театр осознает свою роль и значимость или находясь на службе у правящей идеологии, или борясь с ней».

«Дон Жуан. Версия», вс 24 февраля, 19.00, в Театре им. Моссовета

Юрий Квятковский

На руке Юрия Квятковского, как положено участникам Le Cirque de Charles la Tannes, красуется тату c мифическим усачом

откуда взялся После окончания Школы-студии МХАТ, где ставил галлюциногенный мультимедийный «Хрустальный мир» по Пелевину, снимался в сериалах, работал в нескольких театрах и играл на басу в группе Dr. Lector — а потом поставил с друзьями хип-хоп-оперу «Копы в огне».

что сделал «Копы», комиксообразный самодеятельный хит про то, как коп Козульски и его команда борется со злодеем Джигурдамарисом, шагнули с театральной сцены в широкое медийное пространство — чего на территории России не случалось, смешно сказать, с «Юноны и Авось». На этой постановке вокруг Квятковского сформировалась команда актеров, музыкантов, художников и технологов, назвавшаяся Le Cirque de Charles la Tannes. Сейчас преподает в Школе-студии МХАТ, один из спектаклей, поставленных со студентами, — ­вербатим «Это тоже я», — вошел в репертуар «Практики».

чем интересен Квятковский способен привести в театр новую публику — людей, которые качают в сети свежих «Гриффинов», пересматривают советскую фантастику и играют в петанк в парке Горького. При этом язык режиссера развивается: от драм-машин, лазеров, видеопроекций и мультяшных мизансцен он постепенно движется в сторону актерского индивидуального выражения, чему свидетельством — активное использо­вание вербатима.

цитата «Когда ты сидишь на унитазе один, ни­чего сакрального не происходит. А когда ты сидишь на унитазе, и на тебя при этом смотрит ­одновременно человек четыреста, процесс ста­новится сакральным. Вот этот момент — ситуация публичности — мне сейчас особенно инте­ресен».

«Копы в огне», пн 18 марта, в Театре им. Маяковского;
«
Это тоже я», вт 19 февраля, 19.00, в Театре Школы-студии МХАТ им. Чехова; ср 20 февраля, 20.00, в «Практике»

Дмитрий Волкострелов

За два года активной режиссерской деятельности Дмитрий Волкострелов стал явным фаворитом московской театральной критики

откуда взялся Петербургский режиссер-интеллектуал с московской пропиской. Окончил сначала МГУКИ по кафедре режиссуры и актерского мастерства, потом стал выпускником курса мэтра монументального психологического театра Льва Додина.

что сделал Основал в Петербурге независимое творческое объединение — театр Post, в рамках которого создал несколько транспортабельных экспериментальных спектаклей. Для пятиминутного «Солдата», поставленного в «Театр.doc», ­потребуется помещение с кухней и душевой кабиной и оплата дороги одного актера из Петербурга. Для спектакля «Я свободен» по пьесе из 535 фотографий нужны проектор, экран и режиссер, который зачитывает комментарии к снимкам (поставлены таким образом тексты востребованного драматурга Павла Пряжко). В прошлом году Волко­стрелов вместе с Семеном Александровским поставил восьмичасовую эпопею — «музей 16 пьес» — по фундаментальному опусу Марка Равенхилла о мире после 11 сентября «Shoot/Get Treasure/Repeat»; финал спектакля разыгрывается в фейсбуке.

чем интересен В каждой новой своей работе Волкострелов по-новому — все более широко — понимает театр: по сути, он создает объекты современного искусства на сцене, чем никто, кроме него, сегодня занимается.

цитата «Высокохудожественный психологический реализм на сцене для меня — как Гоген. То есть я способен это оценить, но предпочту пойти на выставку, к примеру, Кабакова. И Островского поставить сегодня тоже можно интересно, вопрос ведь не в том — что, а в том — как. Мысли все исходят из этой установки. Недавно, например, пришла такая абстрактная идея: мегапроект «В поисках утраченного времени» по Прусту — семь спектаклей за семь лет по семи книгам. Каждый год по спектаклю в течение семи лет. Погрузиться в это — и только этим заниматься».

«Я свободен», ср 6 марта, 19.00, в «Театр.doc», в рамках фестиваля «Золотая маска»

Денис Азаров

Даже после серии драматических спектаклей, Дениса Азарова по-прежнему называют оперным режиссером

откуда взялся Получал диплом юриста, уже работая в «Новой опере» ассистентом режиссера, — а на момент поступления в ГИТИС на заочный курс уже поставил одну оперу. С тех пор женился и стал чаще появляться в рюмочной на Никитской.

что сделал Пока учился, занимался переводами титров спектаклей «Мастерской Петра Фоменко» на три языка, организовал студию «Московский молодежный оперный дом», ставил спектакли в музыкальных и драматических театрах Москвы и провинции. На последнем курсе института послужной список пополнился участием в проекте «Транскрипция» на «Платформе» и ассистиро­ванием Серебренникову в постановках опер «Золотой петушок» в Большом театре и «American Lulu» в Берлине. Поставил в Камерном театре им. Бориса Покровского вокальный цикл советского нео­фольклориста Валерия Гаврилина «Русская тетрадь», с помощью серии пластических этюдов превратив его в монооперу.

чем интересен Метод Азарова — это не серебренниковский экшен, не хейфецевский бытовой реализм, не психологизм Женовача и не картонная поэзия Каменьковича. При этом в его спектаклях есть и экшен, и быт, и достоверность, и, условно говоря, картон. Умение работать с музыкальным материалом дает ему бонус в работе над драмой — и наоборот.

цитата «Вот есть реальность — я стою в пробке. А есть театр — преломленная реальность, где я показываю, как я стою в пробке. Это стояние в пробке на сцене становится художественным образом. И зритель в этот момент видит не саму пробку, а суть происходящего. Видит ее здесь и сейчас. В этом смысле театр мне кажется самым мощным инструментом воздействия на челове­ческое сознание».

«Елка у Ивановых». По пьесе А.Введенского. пт 15 марта, в «Гоголь-центре»; «Перезвоны». На музыку В.Гаврилина, во Дворце на Яузе; «Страсти». На музыку А.Маноцкова, на проекте «Платформа»

Женя Беркович

Из четырех режиссеров курса Кирилла Серебренникова Женя Беркович — единственная девушка

откуда взялась В 11 лет дала себе слово получить два высших образования, второе из которых должно быть непременно режиссерским. Оформив диплом театроведа-менеджера в Петербурге, поехала поступать в ГИТИС в мастерскую Крымова и Каменьковича, прошла все туры и в последний момент получила отказ (вместе с Денисом Азаровым). Напилась с горя в клубе Gogol’ (вместе с Денисом Азаровым). На следующий год поступила в Школу-студию МХАТ на курс Кирилла Серебренникова. Спустя пять лет фамилии Азарова и Беркович ­появляются в афише одного и того же театра — только что открывшегося «Гоголь-центра».

что сделала Поставила спектакль «Жаворонок» по Жану Аную в МХТ, где суд над Жанной д’Арк становится метафорой отечественного правосудия, и оперу Сергея Невского «Autland», основанную на текстах и стихах аутистов, на «Платформе». Участвовала в драматургической мастерской в Можайской колонии для несовершеннолетних. Сочинила полудокументальный спектакль «Человек, который не работал. Суд над Иосифом Бродским».

чем интересна Беркович унаследовала у Кирилла Серебренникова отношение к пространству и времени — она похожим образом стремится его заполнять по возможности нетривиально: светом, видео, звуком, движением. Всего за год она прошла извилистый маршрут от политического спектакля через авангардную оперу к мелодраме — в Магнитогорске уже начаты репетиции спек­такля по рассказу нобелевского лауреата Исаака Башевиса-Зингера «Поздняя любовь».

цитата «Зачем мне Магнитогорск? Вся прелесть в том, что ни Кирилл Семенович, ни критики этого спектакля не увидят. То есть — абсолютная свобода. В Москве я эту пьесу бы и не взяла. А там никто не осудит за прекрасный попсовый спектакль про любовь, старичков и холокост. И там никто не слышал слова «Волкострелов». Буду ­делать, что хочу. А если серьезно, то разница в том, что в Магнитогорске зрителям нужно ­увидеть, как на сцене рождается человек. А в Москве — как этот человек умирает».

«Русская красавица». По пьесе В.Ерофеева. сб 25 мая, в «Гоголь-центре»

Кирилл Вытоптов

Помимо работы над новыми постановками в Москве и Питере Кирилл Вытоптов преподает в ГИТИСе

откуда взялся Поступал в ГИТИС (курс Олега Кудряшова) с дипломом культурологического ­факультета Челябинской академии культуры и искусств и с опытом режиссерской работы в театральной студии «Манекен». Окончил ­ГИТИС уже обладателем «Золотой маски» — ­общей на весь Liquid Theatre, в спектакле ко­торого Вытоптов участвовал как актер.

что сделал Засветился, наверное, во всех существующих режиссерских лабораториях и фести­валях, поставил несколько спектаклей в Москве и Петербурге. Участвовал в уникальном перформансе «Железнодорожная опера» на Киевском вокзале, основанном на вокзальном ритме. Для спектакля в театре «Современник» по роману ­современного сатирика Всеволода Бенигсена ­«Генацид. Деревенский анекдот» вместе с художницей Наной Абдрашитовой написал инсценировку и снял документальный мини-фильм про жителей отдаленных городов России — в качестве рабочего материала для актеров. На прошедшей «Территории» дебютировал в качестве режиссера современной оперы в «Снах Минотавра». Сейчас готовит со студентами курса Олега Кудряшова спектакль «Иуда» по Леониду Андрееву.

чем интересен Пытливость, эрудированность и работоспособность при полном отсутствии ­деструктивного начала в режиссуре — сочетание редкое. В отличие от Волкострелова, который ­способен оценить Гогена, но пойдет на Кабакова, Вытоптов относится с любопытством и пониманием к нонконформизму и авангарду, но уютнее чувствует себя на выставке, условно говоря, импрессионизма. Отсюда его режиссура — не исключающая применения современных технологий и тем, но в основе своей крепко держащаяся за все проверенное и надежное.

цитата «В Челябинске я занимался в студии театра «Манекен» — это студенческий театр под боком у профессионального. Уличного театра и клоунады мы хлебнули с лихвой. Очень люблю это до сих пор. Там был придуман фейк-фестиваль Goffman, где мы выдавали себя за коллективы из разных стран, делали экспресс-спектакли. Я был румынским режиссером Крылом Вытоптеску, даже ходил давать интервью на местное отделение «Сереб­ряного дождя», соединив все штампы восточно­европейских акцентов».

«Генацид. Деревенский анекдот», сб 23 февраля, 19.00, в «Современнике»

Видас Барейкис

Театр для Видаса Барейкиса, по его словам, — это попытка на время забыть о том, что все смертны

откуда взялся Приехал поступать в режиссерскую магистратуру Мейерхольдовского центра уже в качестве большой надежды литовского театра. Как всякий порядочный литовец, любит Хармса, Джима Кэрри и Кубрика. Играет в группах Suicide DJs и «Совсем по-другому».

что сделал Создал в Вильнюсе экспериментальное театральное объединение No Theatre, занимающееся арт-хулиганством, чем-то похожим на перформансы Курехина. В Москве поставил в качестве выпускного спектакля пьесу Александра Введенского «Елка у Ивановых», превратив его в исследование женского стремления к сцене: спектакль называется «Актрисы», играют в нем только женщины.

чем интересен Ученик Гинтараса Варнаса, одного из самых бескомпромиссных эстетов современного европейского театра, Барейкис перенял у учителя стремление к броской и чистой форме, ста­туарным мизансценам и холодным интонациям. При этом — никакой сентиментальности, только самоирония.

цитата «Мне повезло — в Литве у меня есть группа единомышленников, мы уже двигаемся вперед некоторое время, ведем дистанцированное исследование самих себя с правилами игры «театр». А в Москве очень чувствуется темп города, сложно спокойно заниматься своим делом. Хотя потребность в искусстве, в художнике здесь заметно больше».

«Актрисы», ср 17 апреля, в Центре им. Мейерхольда

Ошибка в тексте
Отправить