перейти на мобильную версию сайта
да
нет

15 причин, почему Петербург лучше Москвы Свое место в центре

В Петербурге гораздо легче исполнить мечту открыть собственное кафе, бар или магазин — причем не где-нибудь, а в красивом доме на парадной улице. «Афиша» поговорила с людьми, которые, не будучи профессионалами, на собственные деньги сделали места, ставшие новыми городскими досто­примечательностями.

архив

Винный бар Wood

None

что это Крохотный ресторан молодого человека, увлеченного едой и вином.

бюджет запуска 1500000 р.

предыстория До того как открыть Wood, его основатель, уроженец Череповца, ­успел отучиться на маркетолога и прошел путь от гардеробщика в ресторане до менеджера ирландского бара во Владивостоке (где по такому случаю прожил год).

Юрий Кулаев, владелец: «Владивосток мне не понравился — дурацкий город, отсталый. Сначала кажется, все круто — сопки, море, острова, а потом выясняется, что дорого, гопников много и так далее. Там во всем городе ни одного книжного магазина, даром что он очень студенческий. Помню, вышел новый Пелевин, я спрашиваю у людей: где можно тут книжку купить? Они отвечают — а зачем?

Идея что-то свое открыть давно была, и деньги я долго копил, чем-то жертвовал, не купил комнату, решил поснимать пока. Я давно знаком с одними ребятами, которые арендой занимались, звонил им периодически и спрашивал — ну как там ситуация? До поры было сложно: либо хорошо, но дорого, либо дешево, но плохо. А в прошлом августе они сами позвонили и говорят: есть помещение, приезжай, смотри, но если понравится — бери сразу. Я приехал. Тут была мрачная чебуречная — даром что называлось это «Райское место» (поэтому на стенах были ангелочки и всякое дерьмо). Я решил, что надо брать. Вообще, есть два типа собственников: либо они живут за счет помещения, либо у них свой бизнес, и им более-менее по фигу. У нас второй тип. С одной стороны, это плюс — можно договор сразу на 5 лет заключить. С другой, он за этим всем не очень следит — поэтому тут всплыли от прошлых арендаторов долги по воде и по свету на полмиллиона.

 

 

«Я спроса на бургеры и фалафель не понимаю — это же банально невкусно!»

 

 

Изначальная идея была в том, чтобы сделать винный бар. Я вообще люблю вино, но в ресторанах оно обычно стоит очень дорого — а я же знаю это все изнутри и понимаю, что можно найти более приемлемые варианты, особенно если продавать с вменяемой наценкой. Но тут помещение изначально такое, что половину пространства кухня занимает. Надо было готовить. Сначала закуски под вино — брускетты, сыры, закуски. Потом втянулись, стали больше и больше делать — и теперь у нас полноценная кухня. Вообще, есть в Москве такой бар Brix — вот это примерно то, что я хочу, только там цены чуть повыше. А еще мне очень Ragout нравится — мы лампу искали, как там, и нашли. Да и опыт путешествий тоже важен — например, в Токио куча маленьких баров такого рода: хозяин за стойкой, семь мест, и такое ощущение, что в гости к человеку пришел. Мы вообще не хотим модной истории. Я вот всего этого спроса на бургеры и фалафель, например, не понимаю — это же банально невкусно! Хочется просто сделать место хорошее.

У нас место для нормальных чуваков, без понтов. Дизайнеры, фотографы, да и просто люди, которые не «Балтику» хотят пить у подъезда, а вкусное пиво и вино. Мы специально не вешаем вывеску, чтобы заходили только свои, те, кто знает. Буквально неделю назад была история: пятница, час ночи, заходят люди и спрашивают — а у вас квартира, бар или что? Незнакомым людям наливают? Для нас это был комплимент — и мы, конечно, налили.

Не знаю, могу ли я разбогатеть. У нас вот печка сгорела в пятницу — нужно ехать новую покупать. Вот год поработаем — будет понятно, есть смысл куда-то двигаться или нет. Мне предлагают инвесторы делать что-то еще, но я пока не готов отвечать за чужие деньги. Сюда иногда заходят москвичи и говорят: как классно, давай у нас такое же откроем! Я отвечаю — ребята, на это миллионы нужны, да и зачем? Ну, мол, не хватает маленьких уютных мест. А я и не знаю — может ли вообще в Москве быть такое? Не хочу я пока в Москву».

Марата, 34, 8 953 172 75 54, vk.com/woodbar, м. «Владимирская», пн-пт 10.00 и до последнего посетителя, сб-вс 12.00 и до последнего посетителя

Бистро «Общество чистых тарелок»

None

что это На витрине написано «Вино, бургеры, веселье», и это недалеко от истины.

бюджет запуска 6000000 р.

предыстория Музыкант Кирилл Иванов и маркетолог Александр Берковский попрактиковались с друзьями и домочадцами на баре «Мишка» и открыли кафе.

Кирилл Иванов, Александр Берковский и су-шеф Влад Оберман «Частные инициативы — это хорошо, но вокруг них в медиа создается как-то слишком много надуманного благодушия. Вот был Restaurant Day в Петербурге, когда все желающие могли показать, какой они хотят открыть ресторан. С одной стороны — да, это круто, что у людей есть свои идеи и желание что-то делать. С другой стороны, фактически это были 30 табуреточек, на которых были разложены оладушки и помидорчики.

Когда ты открываешь свое место, есть соблазн заявить — мы сейчас сделаем то, что никто до нас раньше не делал. Бруклинский интерьер, фермеры, миксологи, мегавытяжка. Но когда ты начинаешь дело с идеей «я сейчас все сделаю лучше всех», чаще всего ты оказываешься полным дураком и делаешь все хуже всех. Нужно, наверное, трезво смотреть на вещи и делать все просто, практично, соразмерно своим реальным силам. Потому что когда ты пытаешься всех поразить, есть шанс пройти на следующий уровень: «они не понимают!». Вот ты старался, вез этот эксклюзивный лимонад, который только в одном районе Берлина делают, и наценка у тебя маленькая, а не берут. Как?! Ну все понятно, в России нет культуры потребления.

 

 

«Не надо надо думать, что какие-нибудь  мармеладки из Австралии радикально изменят город»

 

 

И в этом некоторая лживость — потому что многие бизнесы такого рода себе часто какие-то миссии приписывают. «Мы тут не просто кафе, мы меняем культурный ландшафт!» Ну надо же как-то здраво смотреть на вещи и честно сказать — вот у нас кафе, мы тут время интересно проводим и деньги зарабатываем. Не надо думать, что какие-нибудь там мармеладки из Австралии радикально изменят город.

А еще понятно, что все места новой волны, которые открывают молодые люди для своих друзей, — вместе сила. И уже большие ресторанные сети на это смотрят и копируют то, что делают мелкие бары и кафе, — и начинают выдумывать какие-то шоты, звать диджеев, собирать хипстерскую тусовку. И это уже не только бары и рестораны, но и магазины, парикмахерские, даже хипстерские сантехники в последнее время появились. Все вместе — замкнутая самодостаточная система, которая при этом влияет на глобальные вещи.

Мы не хотим ничего открывать в Москве и не хотим связываться с инвесторами. Если кто-то к нам придет и скажет — вот вам 2 миллиона долларов, вы сделайте как в «Обществе чистых тарелок», только почище, получше и с плазмами — мы откажемся. Все разговоры про то, что Петербург — новый Берлин, идут оттого, что это молодой город, к тому же с коротким горизонтом. Здесь почти никто не делает карьеру и вообще далеко не заглядывает — нет денег. Зато здесь можно долго что-то делать — например, роман писать. Здесь очень благодатная почва для таких мест, как наше, — всем нужно куда-то ходить, общаться, тусоваться. При этом неправильно себе представлять нашу аудиторию только как творческую молодежь. И в «Общество», и в Chop-Chop, и в Новую Голландию ходит куча ребят, которые работают в логистике, на таможне, в банках. А некоторые из них потом хотят уйти из условного банка и тоже открыть что-то свое».

Гороховая, 13, (812) 934 97 64, cleanplates.ru, м. «Адмиралтейская», пн-чт, вс 12.00–2.00, пт-сб 12.00–6.00

Ресторан «Фартук»

None

что это Пионер заведений нового формата на традиционно дорогой и взрослой улице Рубинштейна: некурящий и недорогой ресторан с современным меню и харизматичными официантами.

бюджет запуска 2200000 р.

предыстория Программист из Литвы зарабатывал флеш-анимацией (в том числе сделал сайт Илье Варламову), переехал в Петербург с целью открыть что-то свое, встретил одноклассника и вместе с ним и еще местным 22-летним барменом открыл ресторан на месте, где разорялись люди побогаче и поопытнее.

Денис Немытов и Йос Фрумкин «Страшно было только однажды: когда мы пришли заключать договор аренды. Кожаные диваны, вода без газа, серьезные мужчины, берут только налик, деньги пересчитывают, как на стамбульском рынке. Сцена из фильма Гая Ричи. А потом ты уже так загружен, цель впереди стоит как шоры — что ничего уже не видишь. 17 дней мы строили «Фартук» — тянуть было нельзя, приходилось скорее зарабатывать на первую аренду. Дверь сделать не успели — первые дни заколачивали вход дощечками. Но мы точно знали, чего хотим: недорогое место, куда будут ходить в первую очередь на атмосферу. Это то, за счет чего в свое время сработал феномен «Жан-Жака» или кафе Zoom. ­Конечно, должно быть вкусно, доступно и, главное, просто. Потому что наша публика не такая искушенная, что ее нужно удивлять изощренной гастрономией. Кухню мы два года доводили до ума, учились, многое поменяли. А команда у нас сразу сложилась классная — причем все сами приходили и оставались надолго».

Рубинштейна, 15/17, (812) 764 52 56, vk.com/cafefartuk, м. Достоевская, пн-вс 10.00 и до последнего посетителя 

Кофейня Mitte

None

что это Отличная маленькая кофейня, больше похожая на Хельсинки, чем на Берлин.

бюджет запуска 700000 р.

предыстория Друзья детства сначала открыли интернет-магазин тепловой техники — теплые полы, инфракрасные обогреватели — и заработали на маленькое кафе. Название придумала девушка одного из них, в резерве был и другой вариант — «Ровесник».

Владимир Москвин и Сергей Воробев, совладельцы: «Тут все началось с самого помещения — мы часто гуляли по улице Рубинштейна и думали, как обидно, что в таком выдающемся месте с большими деревянными окнами располагается ничем не примечательная шаверма. Мы рассуждали не как обычно — чего не хватает городу, а думали в масштабе одной улицы. Здесь уже есть отличный бар, есть прекрасный ресторан — и не хватало маленькой кофейни, не сетевой, но и не дорогой.

Жить в пределах одного квартала — это вообще удобно. У нас готовит Маша Журавлева, которая в «Фартуке» стоит за баром и встречает гостей. Мы к ним бегаем, когда чего-то не хватает — одалживаем то молоток, то дрель.

 

 

«На работе в собственном месте выходных нет»

 

 

Это мечта — стать таким своим местом, куда соседи не задумываясь ходят каждый день — как в магазин за хлебом и молоком. К нам, например, часто приходит один мужчина за черносмородиновым сидром — со своей бутылкой и берет домой. Еще ходят за трубочками со сгущенкой, которыми мы гордимся. Из готовых сгущенок, кстати, самая вкусная — белорусская, мы много перепробовали.

Многие считают, что с друзьями ничего открывать нельзя — рано или поздно вы поссоритесь. Но у нас самого начала сложились нормальные партнерские отношения, мы все прояснили давно. Если вы не уверены в себе — попробуйте сделать вместе пару небольших проектов, и будет ясно, сможете ли вы дальше вместе работать.

Если вы хотите открыть кафе — есть старое проверенное правило: не открывайте на последние. Может выгореть, а может и нет. Еще надо понимать, что на работе в собственном месте выходных нет. Через полгода ты в первый раз думаешь, что не хочешь никуда идти. Но потом это все проходит. Все проблемы решаемы, единственное, с чем мы пока сражаемся, — учимся правильно зелень хранить. В таком маленьком месте, как наше, это оказалось неожиданно тяжело.

Рубинштейна, 27, (812) 416 14 16, vk.com/mittespb, м. «Владимирская», «Достоевская», пн-чт, вс 10.00–23.00, пт-сб 10.00 и до последнего посетителя

Бистро «Декабрист»

None

что это Очень вкусное и недорогое место в шаге от Исаакиевской площади.

бюджет запуска 3000000 р.

предыстория Директор футбольного клуба «Томь» с женой-финансистом и другом познакомились с бренд-шефом «Фартука» (попутно служащим юристом по договорному праву) и вместе сделали бистро.

Сергей Соколов, шеф-повар, и Наталья Фоменко, управляющая «Это какой-то странный российский феномен — ресторанные группы, которые десятками открывают одинаковые места. Нельзя сказать, что это плохо и непрофессионально. Ты приходишь, заказываешь креветки с рукколой, и тебе правда приносят креветки с рукколой, просишь бургер — приносят бургер. Просто теряется приключение, пропадает ощущение того, что к этому всему причастен повар и вообще какие-то люди живые. Все-таки в любимом городе хочется видеть больше аутентичных мест. Раньше хорошие рестораны буквально переносили из Европы — качественно копировали какую-нибудь остерию, и это было неплохо. Теперь пришла пора придумывать свое. Корюшка, лисички, бургер из пряника — да мало ли чего можно придумать.

 

 

«Корюшка, лисички, бургер из пряника — да мало ли чего можно придумать»

 

 

Ну да, интерьер «Декабриста» — это такой бруклинский стайл: доски, сухоцветы в бутылочках. Сейчас это самое оптимальное — стоит недорого и всем понятно, что имеется в виду. Притом если 2 года назад это было понятно молодой публике, то сейчас подтянулась и взрослая, которой по статусу положено в других местах сидеть. В первый раз спрашивают «Цезарь», а со второго уже привыкают к салату с сельдью и яйцом пашот. Так что, наверное, Россия меняется».

Якубовича, 2, (812) 912 18 91, м. Адмиралтейская, пн-вс 12.00–0.00

Винтажный магазин Off

None

что это Семейный магазин винтажной одежды с длинной историей.

бюджет запуска $2000

предыстория Десять лет назад петербургская семья во главе с коллекционером винтажа Аллой Ешиной арендовала подвал рядом с клубом «Грибоедов». Стали продавать вещи, найденные на развалах, делали вечеринки. Превратились в городскую достопримечательность. Недавно переехали в пространство «Ткачи».

Алексей Ешин и его жена Екатерина Нехорошева, владельцы «Мы не ссыкуны. Есть много людей, которые ноют, что им страшно, у них нет времени и денег, но на самом деле главное — не ссать. Бывало, мы открывали утром магазин: ­денег ни копейки, пришел кто-то, приобрел рубашку — отлично, можно купить сигарет и поесть на вечер. Еще пришли покупатели — поехали домой на такси, ничего не купили — значит, на трамвае. Первое время мы жили так — одним днем. Но ничего, нормально жили.

Прелесть нашего магазина в том, что к нам ходят самые разные люди — может прийти сантехник из соседнего подъезда и купить себе резиновые сапоги для рыбалки, а может прийти Артемий Троицкий и купить цилиндр. За десять лет мы выросли — теперь мне интереснее какой-нибудь фрак, чем куртка для рейва. И наши покупатели выросли. С другой стороны, сейчас все послушно следуют за «трендами». Два года назад у нас скупили все плиссированные юбки, в этом году все хотят миди, до этого был горох. К счастью, мода закольцованная, у нас есть вещи на все тренды, и мы просто посмеиваемся над этими набегами».

наб. Обводного канала, 60, «Ткачи», 1 этаж, (812) 929 92 03, offoffoff.ru, м. Обводный канал, пн-вт, вс 12.00–21.00, ср-сб 12.00–22.00

Бистро «Траппист»

None

что это Бельгийское кафе с выдающимся выбором пива.

бюджет запуска 12000000 р.

предыстория Болельщики «Зенита» на выездах полюбили европейские пабы, стали разбираться в пиве, открыли магазин «Пивная карта», дозрели до бистро.

Алексей Буров и Павел Кокков, совладельцы «В 2007 году мы придумали дисконтную систему: договорились с пабами и выпустили скидочные карты. Это стоило 50000 рублей, а месяца за два мы заработали 100000. Вскоре мы открыли магазин «Пивная карта». Деньги нашли у знакомого — чуть больше миллиона рублей. Нам страшно повезло, что он нам, второкурсникам, поверил. Но в августе магазину будет пять лет — он все еще растет в прибыли. Мы во всем разбирались сами, ездили на заводы, в пивоварни, пабы. В какой-то момент сварили свое ­пиво, которое получило приз зрительских симпатий на английском фестивале элей. И вот решили запустить кафе. У нас есть специальная камера, где поддерживается температура 10–12 градусов на разных полках, потому что у каждого пива температура хранения своя. Наши бармены, наливая пиво, каждый раз совершают восемь обязательных процедур — наполняют бокалы и срезают пенные шапки так, чтобы пиво сохраняло свой вкус. К нам стали часто обращаться рестораторы, чтобы мы составили им пивную карту, а это значит, что люди наконец поверили, что пиво не маргинальный напиток. И если мы с Пашей еще можем показаться кому-то маргиналами, то наши славные бутылки — точно нет».

Радищева, 36, (812) 275 99 35, cafetrappist.ru, м. Чернышевская, вт-вс 12.00–0.00‒, пт-сб 12.00–2.00

Магазин Lebigmag

None

что это Интернет-киоск и читальный зал с западной периодикой.

бюджет запуска 200000 р.

предыстория Год назад журналист, фотограф и коллекционер решил сделать из своей страсти небольшой бизнес. Нашел партнера в Европе и стал возить в Россию полиграфические изыски и редкости.

Константин Котов, владелец «Я очень люблю журналы — хорошо сделанные, здорово отпечатанные. В России таких почти нет. Я захотел заполнить этот вакуум. А может, просто заразился стартаперством, которое процветает вокруг. Ну и началось — все эти ООО и прочее… Страшно вспомнить, как я собирал эти дурацкие бумажки. Поначалу было смешно — мне было жалко расставаться со своими журналами. Приходили люди, просили какой-то номер, а я думал: «Черт, это ж последний экземпляр». В общем, спекулянт из меня тот еще. Никакого бизнес-плана у меня нет — все на глазок. Друзья мне задешево сделали интернет-киоск, а в лофте Rizzordi Art Foundation я на льготных условиях арендую место под читальный зал. Сейчас Lebigmag — это единственный полноценный источник качественной западной периодики в России. Книжники, когда узнают какая у меня наценка, смеются — у них такой нет. В результате я ничего почти не зарабатываю и уже начинаю приближаться к бедности. Но сейчас важно собрать аудиторию. Пару недель назад я поставил стеллаж в магазине «Порядок слов», сейчас вот сколачиваю еще один: мы договорились с «Гаражом» в Новой Голландии. И скоро повезу третий в Москву — в «Гараж» в парке Горького».

Курляндская, 49, Rizzordi Art Foundation, 2 этаж, 8 911 922 19 80, lebigmag.ru, м. Балтийская, Нарвская, время работы уточняйте по телефону 

Кафетерйи BGL Café & Market

что это Бейгельная безо всякого маркета, но все равно модная.

бюджет запуска 450000 р.

предыстория Студенты Высшей школы менеджмента мечтали открыть свое место — и им чудесным образом удалось это сделать сразу после получения диплома.

Лиза Симонова и Морис Шакая, совладельцы «Откуда у студентов деньги? Как-то подрабатывали, скопили. За пару лет, кажется, почти любой работающий человек может 200–300 тысяч отложить.

С помещением повезло: закрылся маленький продуктовый, не выдержав конкуренции с «Дикси» и «Перекрестками». Так что отчасти нам на руку тенденция, что гиганты вытесняют места с пивом и плавленым сыром.

Морис несколько лет учился в Испании, где был очарован идеей местных продуктов, сам выращивал на балконе помидоры. Хотелось и здесь чего-то подобного: чтобы свежие овощи, рынок. Вышло, конечно, иначе. Вырастить ничего нельзя, покупать в «Лавке» слишком дорого. Даже с мукой для бейглов проблемы: она отличается от американской, в ней другое содержание клейковины.

Да, мы сделали массу ошибок. Но сделали бы еще больше, если бы у нас было больше денег. Первые месяцы работали сами, научились печь. Потом пришлось научиться доверять другим. Научиться увольнять тех, кто не хочет работать. Научиться мириться с тем, что по необъяснимой причине в какие-то недели в городе никто никуда не ходит. И научиться не обижаться на критику: если говорят что-то плохое, то просто это исправлять».

наб. реки Фонтанки, 96, 8 952 206 33 56, vk.com/bglcafe, м. Сенная, пн-вс 12.00–23.00

Магазин 8-store

None

что это Магазин одежды от молодых российских и украинских дизайнеров.

бюджет запуска 100000 р.

предыстория Сначала подруги Вероника Топычканова и Елена Кручинина устраивали воскресные маркеты в баре Atelier, куда раз в две недели звали ­молодых экстравагантных дизайнеров. Два года назад, когда открывалось ­пространство «Тайга», девушки решили создать там полноценный магазин.

Вероника Топычканова, владелица «На наших маркетах нужно было заполнять вещами огромное пространство, так что отбор участников был не слишком строгий. А хотелось сделать магазин, чтобы собрать только самое лучшее, что есть в локальном дизайне. И когда наши друзья открывали «Тайгу», мы сразу сделали 8-store. С разными дизайнерами мы работаем на разных условиях. Чем сложнее вещь, тем меньше наценка, к примеру, воротник в форме волка WOOLand, то есть вещь смелая, идет у нас буквально с символической наценкой — такие штуки скорее создают образ магазина, чем приносят какую-то коммерческую ­выгоду.

Первый год было очень тяжело, но сейчас уже работаем с прибылью, которая позволяет нам как минимум снимать квартиры, содержать себя и пару раз в год куда-нибудь выбираться. По специальности я художник по костюмам кино. Благодаря 8-store я теперь часто соглашаюсь на какие-то интересные некоммерческие кинопроекты, потому что магазин позволяет мне не стоять на бирже труда и не думать с ужасом: «Вот пойду на сериал про зэков — хоть срублю сотню-другую».

Дворцовая наб., 20, «Тайга», 2 этаж, 8 921 344 23 52, 8 981 741 18 80, 8-store.ru, м. Невский проспект, пн-вс 13.00–21.00

Мансарда Lemonade

None

что это Антикафе на крыше с видом на самый центр города: платить нужно за время пребывания.

бюджет запуска 350000 р.

предыстория Три девушки со связями в мире театра и хеппенингов придумали на крыше творческого центра кафе. Готовят только бранчи по выходным, а в остальное время чай, печенье и лимонад прилагаются к стоимости пребывания.

Татьяна Минор, Дарья Щербинина, Мария Копытова: «Мы думали, что к нам будут ходить такие же люди, как мы, — которым интересны разные необычные места. Здесь кто-то хочет книжку почитать, кто-то — день рождения отпраздновать. В прошлом году симфонический оркестр выступал — было здорово. А так вообще по выходным играют всякие французские вальсы, танго. Все очень мило, по-девочковому. Сюда приходят сами обитатели этого здания (здесь театральные и балетные студии) — но в основном не видами полюбоваться, а поспать. А для туристов эта крыша — безопасный и легальный способ испытать на себе одно из главных питерских развлечений.

Соседи нас любят, но не все — есть у нас один Сергей Васильевич, лет шестидесяти, который обожает металл и не любит смотреть, как отдыхают другие. Мы его и кормить пытались, и кофе по утрам носили — но он сказал, что не на того напали, его не купишь, он нас нас в КГБ подаст. И когда у нас однажды выступал симфонический оркестр — он выставил в окно колонку и громко врубил Cannibal Corpse.

Вообще, в этом доме все началось со студии Bye Bye Ballet — это одна из лучших в городе школ современного танца. Отец девушки, которая тут творческий центр организовала, занимается этим зданием. Оно во время войны было разрушено, а потом восстановлено. Кажется, здесь должна была быть гостиница — но пока тут обитают актеры, танцовщики, художники.

Даже притом что у нас нет кухни, мы все равно зарабатываем. Но деньги для нас не главное — это все-таки имиджевый проект, мы в первую очередь хотим показать городу, что мы умеем».

 Белинского, 9, (812) 946 82 75, vk.com/lemonaderoof, м. «Гостиный Двор», «Маяковская», пн-вс 12.00–22.30

Ошибка в тексте
Отправить