перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Уходящая натура Трамвайное депо имени Апакова

В рубрике о старомосковских местах, живущих вопреки времени — старейшее трамвайное депо, придуманное Шуховым, которое молва собирается закрыть больше пяти лет; однако каждое утро из него продолжают выезжать трамваи в сторону Университета, Чистых прудов и Нагатино.

архив

Четвертого августа (по новому стилю) 1909 года на улице Шаболовка был открыт Замоскворецкий трамвайный парк, построенный по проекту лучшего русского инженера того времени — Владимира Шухова (его знаменитая башня на Шаболовке была построена несколько позже). Парк стал первым в городе, где помимо вагонного сарая на 200 вагонов располагались мастерские отделов пути, кабельной и контактной сети; 21 из 22 путей вагонного сарая был оборудован смотровой ямой — в общем, для того времени это был передовой трамвайный чудо-парк, из которого на линию выходило 72 моторных вагона и 25 прицепных вагонов.

 

 

Все постройки 1909 года сохранились, хотя некоторые, как, например, котельная, несколько переоборудовали. Так что депо считается памятником промышленной архитектуры.

 

 

В 1917 году вагоновожатый Петр Апаков был организатором и руководителем партийной ячейки парка — по его инициативе в октябрьских уличных боях использовали бронированные трамвайные вагоны. В 1921-м Апаков погибает на подавлении крестьянских бунтов в Саратовской губернии, и через два года Замоскворецкому парку присваивают его имя. С 1932 года все трамвайные парки стали именоваться депо.

 

 

None

Книжка одного из сотрудников депо за 1911 год. Сегодня это бы назвали коллективным договором. В ней прописаны все права и обязанности сотрудника: размер оплаты труда, размеры штрафов, перечисление всего, чем обеспечивается работник во время службы.

 

 

None

Инструмент, который изготовлялся в мастерской при парке. На базе депо было открыто фабрично-заводское училище (предтеча современных ПТУ), где юные мастера в течение трех лет изучали слесарное и токарное дело. Большинство выпускников оставались работать в депо, занимаясь обслуживанием подвижного состава.

 

 

None

Чешский однофарный вагон «Татра-2» — первый образец иностранного трамвая, прибывший в Советский Союз для испытания в московских условиях. На линию они были запущены в 1959 году. Именно в депо им. Апакова находилась главная в стране испытательная база для всех новинок трамвайной промышленности.

 

 

Дореволюционный неотапливаемый деревянный вагон «Ф» (фонарный). Дверей в нем не было, водитель мог работать только стоя. Подобные модели бегали по городу со скоростью 40 км/ч вплоть до войны. Большинство раритетных вагонов, в том числе знаменитая конка, находятся сейчас в Музее пассажирского транспорта.

 

 

None

Первые чешские вагоны стали приходить с наклейкой, где цифры на борту были объемные, но эта практика не получила широкого распространения и сегодня на трамваях номер вагона пишут через трафарет. В отличие от троллейбусов, где первая цифра указывает на номер парка, в трамвайных депо другая история: первая цифра — единица — указывает на алфавит. Так, единица означает «А» — Апаковское депо, двойка — Бауманское депо и т.д.

 

 

None

Диспетчер — главное лицо парка, занимается выпуском подвижного состава и его контролем на линии в течение суток. Работа диспетчера начинается в пятом часу — в 4.16 первый трамвай выходит на линию — и заканчивается около двух часов ночи. Последний вагон заходит в депо в 1.30.

 

 

None

Историческая справочная установка. В ней содержится вся информационная документация для водителя. Расписаны инструкции, правила дорожного движения, инструкция по перевозке, правила эксплуатации в условиях снежной зимы. Порядка 20 лет уже не эксплуатируется.

 

 

None

Для удобства водителей отдел безопасности движения обозначил на карте маршрутов самые опасные места в дороге. В этих местах происходит больше всего столкновений или аварийных ситуаций.

 

 

None

Небольшой музей при депо, в котором через стекло можно полюбоваться на памятные грамоты, документы, фотографии и главный экспонат — дореволюционный гудок, сообщавший рабочим об обеде с момента основания парка.

 

 

None

Материально-технический склад для ремонтной зоны. «Доисторические» гиревые весы используют для взвешивания различных деталей, гвоздей, гаек.

 

 

None

Стела — памятник апаковцам, ушедшим на войну и не вернувшимся с нее. За годы войны погибли примерно 700 сотрудников депо — треть от общего числа работников.

 

 

None

Рабочая столовая, которая обслуживает сотрудников парка. В меню — классика советского периода: от творожной запеканки до бефстроганова. Отсюда же обеды поставляют на конечные станции трамваев, где водители могут перекусить. Особой популярностью столовая пользуется у местных полицейских — в нее вообще может попасть любой, кто напишет письмо или ходатайство на имя руководителя. Для них выписывают особые пропуска.

 

 

None

Маршрут «А». Старейший и самый знаменитый городской маршрут: впервые появился в 1911 году. Изначально трамвай ходил по Бульварному кольцу. За сто лет маршрут был неоднократно перестроен и сокращен. С декабря 1991-го по 1997 год вообще был закрыт. Открыли маршрут «А» специально к празднованию 850-летия Москвы. На маршруте работают чешские вагоны Т-3. Несмотря на несколько несовременный вид, все вагоны недавно переоборудованы.

Текст и фотографии:
Ошибка в тексте
Отправить