перейти на мобильную версию сайта
да
нет

10 лет хипстерской России

2013-2014

Перемены

Окончательное выстраивание мира «как в Европе» – с вай-фаем и велосипедными дорожками. Но за победой ценностей хипстеров в Москве последовало крушение – война на Украине и падение рубля, проступила уйма нерешенных фундаментальных проблем. Продолжаем вспоминать последнее десятилетие.

Что строили и реконструировали

Бюро Wowhaus переделывает все

Мастерская Олега Шапиро и Дмитрия Ликина оформляет рекордное число знаковых проектов в столице: Крымскую набережную, институт «Стрелка», кинотеатр, пляжи и каток в парке Горького, а также театр «Практика» и Электротеатр «Станиславский».


Смотрите также:
«Как архитекторы Wowhaus стали главными строителями Москвы».

Политехнический музей и усиление гиков

Политех освобождает историческое здание на Лубянке, которое за­крывается на реконструкцию. Часть экспозиции переносится на ВДНХ, в частности, знаменитый муляж атомной бомбы. Первая же выставка называется «Россия делает сама» (так замысловато устроители расшифровывают аббревиатуру РДС-1 — название той самой первой бомбы), и участвовали в ней такие далекие от нафталиновых музейных дел люди, как, например, питерский электронщик Bardoseneticcube, — наука и технологические развлечения для гиков входят в моду. Параллельно с этим проходят масштабные фестивали Geek Picnic и Comic Con, на которые очередь выстраивается на сотни метров. 

Библиотеки

«Библиотеки — это не пыль, скука и недобрые смотрительницы, а место, где можно с пользой и удовольствием провести время» — примерно так рассуждали руководители новоявленного Московского городского библиотечного центра, который с начала 2013 года взялся за реформу читален. Электронная система записи, автоматы с кофе, книги с RFID-метками, симпатичная мебель, вайфай, лекции «Стрелки», концерты модных русских групп, хотя все равно все заметили почему-то не это, а изгнание котов из библиотек основателем «Фаланстера» и одним из идеологов реформы — Борисом Куприяновым.

Дизайн «под Бруклин» торжествует

Цены на аренду в городе не собираются падать, поэтому вектору, ­заданному закусочной Meatball Company (см. ниже), стало следовать все больше мест: ­маленькое помещение, меню на страничку или вовсе написанное от руки мелом на доске, открытая кухня и не­­притязательный интерьер. Места выбираются также без изысков: ­начинавшиеся в окошке на «Красном Октябре» The Burger Brothers переезжают в стекляшку под лестницей на «Маяковской». Теперь ­слова про «доступное и дешевое квартальное кафе» ассоциируются именно с таким стилем, хотя цены в заведениях типа Zupperia или Crabs Are Coming никак не ниже среднемосковских.


Смотрите также:
«Бруклин и митболы, земля и сибирская рыба, кирпич и караоке и другие черты нового общепита».

ВДНХ

Москвичи только переучились говорить ВВЦ вместо ВДНХ, как все опять поменялось: торговцев семенами выгнали из павильона «Космос», куда-то пропал музей программы «Поле чудес» со всеми диковинными дарами Якубовичу, зато неподалеку от транспортированного на вечную стоянку Як-42 появился пережидающий ремонта Политех. Жертвами реформы уже пали дорогие шашлычные, торговля шубами и прочие приметы постсоветской выставки достижений народного хозяйства — масштаб перемен, учитывая вводные данные, не может не удивлять, причем власти уверяют, что это только начало.

Смотрите также: «"Туристы из Улан-Удэ встретили туристов из Алма-Аты": что делать с ВДНХ».

Что получилось

Система городского велопроката

В мае 2013-го Департамент транспорта запускает службу городского проката велосипедов совместно с Банком Москвы, вложившим в проект 90 миллионов рублей. Наибольшим разочарованием становится система оплаты, в которой никто не может разобраться с первого раза, хотя в дальнейшем эту проблему исправляют. Кроме того, велосипеды угоняют и выставляют на продажу на сайте avito.ru. Впрочем, за первый месяц приобретено более 20 тысяч абонементов. Велодорожек в Москве становится все больше, как предрекал сайт The Village, полноценный городской транспорт должен быть двухколесным.

Олимпиада в Сочи

Олимпийских игр в Сочи многие боялись — и небезосновательно. Боялись международных скандалов, схода селей, терактов и Божьей кары. Боялись того, что, каким бы ни был бюджет, результат все равно будет смахивать на новогодний «Огонек» на Центральном телевидении. Все вышло наоборот: вопреки тенденции на реабилитацию и реставрацию СССР в нынешней российской политике, в церемонии открытия этому периоду истории страны было уделено минимум внимания. На закрытии и вовсе играл пионер русского трэпа и драм-н-бейса ­петербуржец Kto DJ? — показательно смешавший ­Эдуарда Артемьева с Major Lazer.

Сборная России выходит на стадион «Фишт» во время церемонии открытия Олимпиады под ремикс на «Нас не догонят» в исполнении Kto DJ

 Трамвай Russia One

Этот транспорт в социальных ­сетях называют то Дартом Вей­дером, то «айфоном на ко­лесах» — теперь вы­давать такие дизайнерские решения способна даже «дочка» Уралвагонзавода.


Смотрите также:
«Трамвай Russia One — так называемый айфон с Уралвагонзавода», «"Здесь подкупил, там пригрозил": мир глазами создателя трамвая Russia One».

Что ели и пили

Митбол как повод для дискуссий

Печеные тефтели из Meatball Company спровоцировали волну лингвистических споров после фразы Данилы ­Антоновского «Не отказывайте нам в праве называть эти штучки митболами», а также стали олицетворением попытки молодежи забаррикадироваться от политики в своих уютных кафе.


Смотрите также:
«Алексей Навальный и Юрий Сапрыкин спорят о праве на нейтралитет».

Суперфуды, зеленые соки, глютенофобия

Прощай, водочный шик! Да здравствуют кейл, спирулина и ягоды ­годжи! — пожалуй, нет более весомого свидетельства взросления хип­стеров, чем перемена их диеты: на смену алкогольным возлияниям и курению нескольких пачек сигарет в день пришли чудодейственные порошки и экзотические растения, призванные продлить юность. Кто-то слушает в интернете трансляции антиглютеновых саммитов, кто-то проповедует переход на сельдереевый жмых, кто-то торгует фермерскими мясными голубями и открывает свое производство полезных ореховых батончиков — в общем, одних пугает вредная еда, а других — те, кто о ней так много говорит.

Смотрите также: «Какие здоровые продукты действительно имеет смысл покупать».

Кофейная революция

Кофе — главный напиток интеллектуальных обывателей: подробнее см. «Историю мира в шести стаканах», где с распространением кофейных зерен связывается начало эпохи Просвещения. В новейшей истории России появление эспрессо и капучино маркировало важные перемены в городской культуре — еще интереснее получилось с нестандартными подходами к кофе, которые стали пропагандировать все: и социалисты из кооператива «Черный», и капиталисты из Double B. Диковатые слова вроде «харио», «клевер» или «кемекс» в кратчайшие сроки подхватили парикмахерские, вегетарианский ­общепит и другие заведения без какого-либо намека на кофеманию.

Крафтовый алкоголь

К лету небольшие пивоварни из Петербурга, Тулы и Обнинска перестали считаться маргинальщиной вроде производителей «живого пива», а с осени IPA из березового сока или на сосновых шишках стремится поставить в меню каждое пятое заведение. На крафте помешались все — и модные мотоциклисты из «Энтузиаста», и ветеран поп-панка Сид Спирин. Партия любителей пива растет: наборы для новичков в непростом деле варки и охмеления появились даже в книжном магазине «Республика».


Смотрите также:
«Где пить крафтовое пиво в Москве».

С чем боролись

Депутаты – с геями

Парламент РФ принимает закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершенно­летних. За год по статье осудили четверых человек; разговоры о «взбесившемся принтере» становятся все громче.

Законы – с курением 

Еще одна подвижка в сторону «как в Европе» — рестораторы бьют тревогу, блогеры пишут про сибирские зимы, кальянщики выходят на улицы. Ситуация изменилась радикально — теперь можно сходить на концерт и не пахнуть пепельницей после.

Смотрите также: цикл материалов «Дело табак».

Стрит-арт – с патриотическими росписями

В Москве на деньги правительства начали проводить большие фестивали, посвященные уличному искусству, на выставку памяти «русского Бэнкси» Паши 183 выстраиваются очереди, а на доме на Таганке появляется огромное «крымское» граффити.

Смотрите также: «Войны стилей: патриотические граффити против Департамента культуры»

Православные активисты – с Мэрилином Мэнсоном

Игорь Тонких, промоутер: «До отмены концерта Cannibal Corpse я сталкивался с таким принуждением в своей жизни дважды: в 1986-м парторг, знающий о существовании песни «Твой папа — фашист», ­за­претил проводить концерт «Телевизора», а в 2012-м мне грозили ­закрытием клуба за фестиваль в поддержку политзаключенных (в том числе — Pussy Riot). Запрещая Cannibal Corpse, родина про­демонстрировала, что на такое, казалось бы, рядовое мероприятие она готова прислать ФСБ, ФМС, МЧС, МВД и ОМОН. В какой-то момент, стоя в окружении десятка суровых мужчин в штатском, я поймал себя на мысли, что только один из нас финансирует эту акцию налогами».

Куда ходили 

Патриаршие как идеальный район

2013-2014
Летом 2013-го казалось, что в переулочках в районе Патриарших все подворачивают штаны, носят кроссовки New Balance и разъезжают на велосипедах. С района сошла позднесоветская романтика и спесь престижной местности 90-х, и обнаружилось, что здесь проживает или столуется уйма опрятной молодежи. Гастропаб Brix и паб Favorite превратили вино и сидр в местный национальный напиток, а ресторан Uilliam’s задал светский тон на весь район.

Dewar’s Powerhouse

Андрей Алгоритмик, сооснователь клуба: «За 2014-ый год мы показали ­себя и как клуб (у нас прошло порядка двухсот концертов), и как студия (на подходе наш седьмой релиз). Главное в нашем деле — это команда, ну и, конечно, поддержка алкогольным брендом очень помогла. Закрытие клубов наших друзей меня, безусловно, расстраивает; вот был кластер клубов вокруг Китай-города, и люди курсировали из одного заведения в другое. А когда не стало «Солянки» и «Культа», мы оказались в одиночестве. В новом году мы будем делать упор на студийные резиденции — чтобы к нам приезжали западные музыканты и совместно с русскими артистами писали музыку».

Классные концерты на улице и внутри

Азалия Бэнкс на фестивале Art Love в саду «Эрмитаж»

Азалия Бэнкс на фестивале Art Love в саду «Эрмитаж»

Концерты звезд и подающих надежды новичков почти каждый день Три месяца лета 2013 года — самые насыщенные в концертном плане за все время привозов в Россию. Судите сами, за сто дней в Москве выступили: Blur, Hot Chip, Alt-J, Citizens!, Хью Лори, Pet Shop Boys, Hercules and Love Affair, Лана Дель Рей, Blondie, Public Image Ltd., Green Day, ­Depeche Mode, The Killers, Justice, New Order, ­Азилия Бэнкс, Фрэнк Оушен, ­Ladytron, Iamamiwhoami, White Lies, Die Antwoord, Arctic Monkeys, Hurts, Foals, Emika, Джесси Уэйр, La ­Roux, Parliament, Си Ло Грин, Bat for Lashes, Алоэ Блэк, The xx, Iron Maiden, ­Ариэль Пинк, Джон Хопкинс и очень многие другие.

Концерт Hot Chip на Ahmad Music Festival в саду «Эрмитаж» – хорошо и ничего поразительного, как в нормальном европейском городе

 

«Boiler Room» в Москве

О приходе в Москву серии вечеринок «Boiler Room», на которые попадают случайно выбранные счастливчики из числа записавшихся, говорили давно — но только в 2014 году сказка стала былью. Кого-то сразу разочаровал лайнап — видимо, ожидали приезда как минимум Джеймса Блейка, кто-то пытался нажиться, продавая несуществующие проходки, но локальная специфика отразилась и в нарушении правил: кажется, только в Москве внутрь могли попасть модники из «списка хороших ребят», одобренные спонсором и организа­торами. Как бы то ни было, хорошие ребята, несмотря на отыгравших для них Муджуса и Pixelord, вечеринкой года это не сочли — но будет продолжение.

Сет Mujuice на Boiler Room в Круговой кинопанораме на ВДНХ – тот случай, когда выступление местного музыканта оказывается лучше, ярче и важнее, чем шоу заезжих гастролеров

За чем следили

Ксения Собчак и новый женский глянец

Кто: журналист, оппозиционер

Что делала тогда: брала острые интервью для «Дождя», «Сноба» и журнала SNC, которым и руководила. Встречалась с Сергеем Капковым и Ильей Яшиным. Отбивала у Следкома 1,5 миллиона евро, изъятых во время обысков по «болотному делу»

Что делает сейчас: ­продолжает фантастически много работать и заниматься йогой, вышла замуж за актера Максима Виторгана, вроде как уходит в L’Officiel


В 2012 году Ксения Собчак, отлученная от центральных эфиров, соглашается возглавить беззубый дамский журнал SNC и превращает его в кусачий глянец. Да, здесь печатают материалы вроде «Битвы банок» (про крем) и рейтинги самых жадных миллиардеров России — но с ними уживаются Юлия Навальная, Маша Гессен и Доктор Лиза; про сильных женщин тут говорят с уважением, а дур откровенно троллят. В колонке последнего номера Собчак и вовсе сообщает, что на обложку она хотела поставить пакистанскую девушку — лауреата Нобелевской премии Малалу Юсуфзай, но издатель не позволил. Менее скандальное (тоже с Малалой Юсуфзай и битвой банок, но без жадных миллиардеров и потешек над Викторией Боней) онлайн-издание для девушек с идеями — Wonderzine — открывается год спустя в набравшем критический разгон Look At Media.

Микстейп «Береза» – сочетание попсы и джука

Понятие «стыдного удовольствия» (которого совсем не обязательно стыдиться, а можно всячески им бравировать) вклинилось в речь в середине нулевых: как оказалось, смотреть «Дом-2», слушать Ветлиц­кую и посещать массовые увеселения можно не только иронически, но и вполне искренне — вопрос лишь в методологии. В 2013-м эти ­методы принесли неожиданные плоды: диджеи и битмейкеры из сообщества «Береза» смешали пламенную русскую попсу с точеными ритмами чикагского джука. Кто бы мог подумать, что семплы из Шуфутинского, Салтыковой и Михея идеально уживутся с передовой электроникой, породив бесстыдную дискотеку массового поражения.


Препарированная русскими джукоделами «Сука-любовь»

Что обсуждали

Коллапс «Почты России»

По­купки из обожаемых хипстерами интернет-магазинов парализуют работу почты. Впрочем, в 2014 году пошлины на интернет-шопинг повысят.

Воронежский кандидат в мэры, инстаграм Собянина и ачивки Навального

Борьба за мэрские кресла, которая проходит по всей стране, принимает неожиданный оборот: это и списанный с инстаграма «собянинский фильтр» на сайте «Добавь Собянина», и игровой портал с вызывающей привыкание системой достижений-ачивок у Навального, и — диковиннее всего — хипстер-коммунист в кандидатах в мэры Воронежа. От вирусных плакатов с надписью узнаваемым шрифтом «Ашифа» (имя кандидата — Константин Ашифин), усов и клетчатой рубашки до провозглашенной любви к езде на велосипеде и ухоженным паркам. Навальный на выборах в Москве оказался вторым, а Ашифин в Воронеже — третьим.

С чем прощались

СМИ под ударом

Увольняют Галину Тимченко, РИА «Новости» переименовывают в «Россию сегодня», а во главе ставят Дмитрия Киселева, телеканал «Дождь» исключают из кабельных пакетов. Над выражением «гребаная цепь» уже никто не смеется.

Смотрите также: «"Не мы крутые — всех остальных убили" — редакция «Ленты.ру» о том, что случилось».

Конец «Армы 17» и фестиваль Outline

Толпа людей на двухдневном рейве в Мневниковской пойме — верный знак того, что «Арма 17» переросла и ангар на «Курской» (вечеринка по прощанию с которым продолжалась 80 часов), и техно, и аудиторию ночных клубов.


Смотрите также:
«Что стало с декорациями и арт-объектами фестиваля Outline через месяц».

Сотрудники полиции просят «поставить мой трек» у Рикардо Виллалобоса на фестивале Outline

Разгон «Брюсова» и «Солянки»

Осенью правоохранительные органы закрывают корабль «Брюсов», пришвартованный у Крымской набережной, за несоблюдение требо­ваний Роспотребнадзора, а чуть позже — клуб «Солянка» из-за проблем с арендодателем. Впрочем, владелец объединения S-11 Роман Бурцев дипломатично надеется, что все наладится: «Все основания для этого есть. Мы ни в коем случае не собираемся ни с кем конфликтовать. Сегодня есть вероятность, что мы заключим соглашение с городскими властями и продолжим работу на старом месте».


Смотрите также:
«Она утонула: что случилось с кораблем "Брюсов"», «Любовь здесь больше не живет: как выглядит закрытая "Солянка"»

Конец иронии 

Хипстеры, что здесь, что за океаном, непредставимы без ироничных шуток, но к лету 2014 года ирония треснула по швам. Причиной тому все более радикальная риторика властей и события на Украине — над чужой смертью, кто бы это ни был, шутить именно что грешно, а никак не грешновато. Юмор сместился в сферу абсурда и милых ­животных, смотря на которых так легко отвлечься от повестки дня, требующей известной смелости и серьезности. Показательно, что десятилетней давности футболки Дениса Симачева с милым Путиным в этом году мутировали в футболки с текстом «Тополь санкций не боится», — и это финиш.
Ошибка в тексте
Отправить