перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые профессии

Дог-вокер, гидропоник, постдок: кто это такие

Перемены

«Город» поговорил с представителями 11 новых для России профессий. Во второй части материала бренд-амбассадор, дог-вокер, гидропоник, постдок, раннер, бебиситтер рассказали, как пришли в профессию, в чем состоит их работа и сколько за это платят.

Бебиситтер

В двух словах Раньше посидеть с ребенком просили бабушек, дедушек, старших братьев и сестер. Теперь с просьбой покараулить ребенка обращаются еще и к бебиситтерам. В отличие от няни, они занимают ребенка от случая к случаю на пару часов и не живут в семьях. Студенты США и Европы идут подработать в бебиситтеры почти так же часто, как в официанты. У нас эта тенденция только набирает обороты и открыта школа для бебиситтеров Kidsout, где обещают найти первую работу.

Юля Никитина Юля Никитина бебиситтер

«Мне 19 лет, я студентка, учусь на логиста в Высшей школе экономики. Весной я искала работу, которую можно было бы совмещать с учебой, и наткнулась информацию о курсах бебиситтеров. Там за два дня тебя обучают, как общаться с детьми и во что с ними играть. Я люблю детей, мне с ними всегда было легко проводить время, так что я решила попробовать. После курсов я разместила свою вакансию на паре ресурсов, мне стали звонить родители. Через неделю поступил первый заказ. Уже два месяца я работаю бебиситтером, в среднем случается 3–4 заказа в неделю.

Наша встреча с ребенком занимает 2–5 часов. Родители дают разные задания. Иногда нужно просто посидеть рядом с малышом, пока он спит, а родителям нужно куда-то отойти. За такую работу я получаю 100–150 р. за час, потому что тут от меня почти ничего не требуется. Но это редкость, чаще нужно отвезти ребенка на занятие по рисованию или в спортивную секцию, забрать его оттуда. За это платят 250–350 р. за час. Случается, я сижу с ребенком в комнате, пока у родителей дела. Мы рисуем или играем. Если хорошая погода, мы идем на прогулку в парк. С одной девочкой трех лет мы гуляли по парку Горького пять часов. Мы играли на детской площадке, рисовали мелками, наблюдали за утками.

Если во время прогулки ребенок просит что-то ему купить, я звоню родителями и уточняю, стоит ли это покупать. Если можно, то покупаю на свои деньги, а родители возвращают. Или, бывает, перед прогулкой родители выдают мне деньги на мороженое или обед с ребенком. 

Мне не страшно брать ответственность за чужих детей, я уверена в себе. Хочется, чтобы было как можно больше родителей, который понимают, что доверить ребенка бебиситтеру — это нормально. Конечно, если вы не любите детей, это профессия не для вас. Вам быстро надоест отвечать на все эти вопросы «Почему?», «Как?», «Что это?». Вы только вымотаете себе нервы».

Раннер

В двух словах Раннер сопровождает артиста во время гастролей. Он по первой просьбе несет воду и полотенце, показывает Красную площадь, ведет артистов в лучший бар и заказывает такси до отеля. В графике раннера много перемещений по городу, отсюда и название профессии — от английского run. В небольших концертных агентствах чаще всего нет отдельного человека для такой работы. За водой готов побежать турменеджер, специалист по пиару или тот, кто попался под руку. К помощи раннеров прибегают только крупные концертные агентства.

Евгения Силантьева Евгения Силантьева Бэкстейдж-координатор, продакшен-ассистент, концертное агентство «Мельница»

«Раннер может сопровождать конкретного артиста или быть приставленным к определенному отделу продакшена (кейтеринг, гардероб и т.д). Суть работы от этого не меняется.

Если порвались струны или сломалась барабанная палочка, раннер бежит в музыкальный магазин. Если артисту нужны сигареты, шоколад, водка — в продуктовый. Лекарства — срочно в аптеку. Бывает, артист, забыл что-то в гостинице — раннер уже там. Он постоянно бегает по поручениям, поэтому мы его называем «бегунок».

Я работала раннером в 2011 году — это было весело. Я постоянно проводила время с артистами. Показывала им город, рассказывала про Москву, ходила с ними по барам. Частенько приходилось помогать с интервью, так как не всегда журналисты хорошо владеют английским. Я узнала много веселых историй из гастрольной жизни и волей-неволей стала маленькой частичкой этих историй.

Под моей опекой были Guns N’ Roses, Limp Bizkit, Judas Priest, Extreme, Skid Row, Backstreet Boys. Хотя начинала я с малоизвестных финских и шведских групп. Помню концерт The Duke Ellington Orchestra, был корпоратив, и кто-то наступил на контрабас. А на концерт Стива Вая в «Главклубе» нужно было срочно найти ковер на сцену. Я нашла.

Для работы раннером не требуется специального образования. Нужно быстро соображать, шустро бегать, не впадать в панику и знать английский. Но самое главное, как и в любой профессии, быть адекватным. Именно поэтому промоутеры не любят нанимать фанатов. Фанаты готовы работать бесплатно, лишь бы получить доступ к телу артиста. Но артист не рад давать автографы людям, которые, по идее, должны работать на шоу. Конечно, это не пятидневная рабочая неделя с 9 до 18. Ты работаешь от концерта к концерту, когда тебя попросят. Рабочий день может начаться в 8 утра и закончиться в 6 утра следующего дня. За день работы раннер получает 3–5 тысяч рублей. Так что работа раннером чаще временный вариант. Больше полугода на этой должности редко кто задерживается. Если только это не приятное дополнение к уже существующей постоянной работе, с которой можно отпрашиваться. Я одновременно с раннером работала переводчиком.

Для тех, кто хочет работать в индустрии музыкальных мероприятий, позиция раннера — входная дверь. Ты знакомишься с людьми и тем, как устроена организация концертов. А дальше можно продолжать работу уже в логистике, пиаре, продакшене. Я пошла в продакшен. Сейчас в основном занимаюсь бэкстейджем. Согласовываю требования артиста с возможностями площадок, прорабатываю райдеры, ищу дополнительный персонал (раннеры, гримеры, ассистенты в кейтеринг, гардероб), согласовываю графики. С появлением новых обязанностей я уже не так много общаюсь с артистами, как раньше. Но это и не так важно, потому что в итоге я вношу куда более ощутимый вклад в организацию шоу».

Фотография: Getty / Fotobank

Постдок

В двух словах Постдок — временная должность при университете или научном центре, которую на конкурсной основе может занять молодой ученый. Позиция постдока предполагает наличие степени Ph.D. (Doctor of Philosophy; эквивалент российской степени кандидата наук) и в научной карьере находится где-то между аспирантом (он же Ph.D. student) и профессором. Оставаться постдоком в одном месте, как правило, можно 2–3 года, после чего ученому приходится искать работу в другой лаборатории. В случае удачного стечения обстоятельств профессором можно стать после двух-трех постдоков. В России до последнего времени постдоков просто не существовало — первые позиции открылись в этом году. О конкурсе на эту вакансию объявили СПбГУ и Сколковский институт науки и технологий. К осени Министерство образования и науки обещает открыть 200 вакансии постдоков в ведущих университетах России, а к 2020 году еще 1000 мест. За работу молодым ученым обещают платить 60 тысяч рублей.

Яков Давыдов Яков Давыдов постдок факультета экологии и эволюции Университета Лозанны и Швейцарского института биоинформатики

«Искать позицию постдока я начал за год до защиты диссертации. Сложнее всего было найти место, где мне была бы интересна задача, стоящая перед постдоком. Было два неплохих варианта: один в Германии, другой в Китае. Чуть позже я нашел вакансию на сайте Швейцарского института биоинформатики, которая просто идеально подходила под область моих интересов. Я написал письмо в университет, на следующий день мой будущий начальник связался с коллегами, которых я указал в списке рекомендаций. В их числе был и Михаил Гельфанд, который уже появлялся на обложке «Афиши». Через месяц было интервью по Skype, неделей позже мне дали положительный ответ. Я думаю, ключевыми факторами при приеме на работу была неплохая публикация и подходящий бэкграунд.

Через пять дней после защиты диссертации я уехал Швейцарию. Сейчас я работаю в Университете Лозанны. Занимаюсь моделями эволюции, в частности положительным отбором. Задача, которую я решаю, находится на стыке computer science и биологии. Работа биоинформатика здесь мало чем отличается от других стран: чтение статей, обработка биологических данных, участие в обучении студентов, семинары, конференции. В Швейцарии одна из самых высоких зарплат для постдоков. За месяц можно получить четыре тысячи франков (150 000 р.). Говорят, что некоторые счастливчики получают чуть ли не вдвое больше. Но есть проблемы с жильем: его трудно найти, и оно довольно дорогое. Цена на комнату начинаются от 700 франков (30 000 р.), на квартиру — от 1200 (45 000 р.).

Постдок — это только промежуточная ступень на пути ученого. После постдока нужно либо становиться профессором, либо уходить из науки в индустрию. К счастью, на биоинформатиков сейчас довольно высокий спрос. Успешность исследователя в основном оценивают по его публикациям, поэтому нужно за два-три года постдока постараться опубликовать несколько хороших статей. Это не такой уж большой срок, поэтому работать надо много и эффективно».

Дог-вокер

В двух словах Первым профессиональным дог-вокером считают Джима Бака, который в 1960 году оставил работу продавца и организовал первую в Нью-Йорке службу по выгулу собак. В Москве такая служба появилась в 2006 году. Кстати, выгуливать за раз по 10 собак в московских компаниях запрещено. Дог-вокер может взять на прогулку сразу несколько питомцев, только если они живут в одной семье.
Инга Займанова Инга Займанова дог-вокер службы выгула собак Walkservice

«Я работала менеджером по персоналу. И когда мы завели ротвейлера, я поняла, что работы так много, что я не успеваю с ним гулять. Я позвонила в службу по выгулу собак. Мы разговорились с девушкой дог-вокером, которая пришла гулять с нашей собакой. Я задумалась, не променять ли мне свой офис на прогулки с собаками, тем более что собак я очень люблю. Муж поддержал меня в решении, и я устроилась работать дог-вокером в Walkservice. Два года я работала выгульщиком собак на полную ставку. Потом мня повысили, и теперь я занимаюсь общением с клиентами и решаю вопросы по размещению животных в нашей гостинице. Хотя, если все наши дог-вокеры заняты, я с радостью еду на вызов и гуляю с собакой.

В последние пару лет услуга дог-вокера стала очень популярна в Москве. У нас уже есть клиенты, с собаками которых мы гуляем каждый день утром и вечером не первый год. Прогулка может длиться от 15 минут до двух часов. Длинная прогулка не всегда на пользу собаке. Если собака пожилая, то она будет только в тягость.

Если работать дог-вокером полный рабочий день с понедельника по пятницу, то за месяц можно заработать около 50 000 р. Есть те, кто работает без выходных и зарабатывает больше. Некоторые совмещают выгул собак с работой в офисе: берут одну прогулку утром, вторую вечером, так за день получается заработок рублей 700. Некоторые работают только по выходным. Зарплата сдельная, так что все зависит от количества прогулок — кто-то и 10 в день успевает делать.

Дог-вокерами работают в основном девушки. Бывшие кинологи, ветеринары, одна девушка из зоопарка пришла, двое из цирка. Недавно дог-вокером пришла работать культуролог с телеканала «Культура», если знаете такой. Главное требование к дог-вокеру — чтобы он собак любил. Хорошо, если у него есть опыт содержания собаки, ну или хотя бы кошки. Еще лучше, если человек прожил рядом собакой весь цикл — от щенка до пожилой собаки».

Фотография: flickr.com/photos/mmwhortgroup

Амбассадор

В двух словах Амбассадор — калька с английского слова ambassador, что переводится как «посланник», «вестник». Амбассадор — посол бренда, он представляет его на конференциях, дегустациях, мастер-классах, прекрасно знает историю, концепцию бренда и готов убедить любого в ценности своего продукта. Хороший абмассадор вовлекает потребителей в свой бренд 24 часа в сутки. Цель пропаганды — увеличение продаж. Чаще всего в своем штате амбассадора держат производители элитного алкоголя. Не так давно к этой профессии обратились бренды энергетических напитков. Хотя пока и отказываются называть вещи своими именами.

Ринат Алиев Ринат Алиев мушкетер, компания Red Bull

«Red Bull работает во всех крупных городах мира, где есть ночная жизнь, и Россия здесь не исключение. У каждого региона есть свой мушкетер, который отвечает за представленность и развитие внутри канала он-трейд. Клубы, бары, рестораны, кафе, музыкальные фестивали, где ты можешь купить и сразу выпить баночку Red Bull, — все это он-трейд.

Бывает, ты оказываешься в незнакомом городе, где никого не знаешь, и в сжатые сроки тебе необходимо подписать контракты на поставку продукта в каждый клуб, найти нового дистрибуционного партнера на месте. Мы стараемся действовать нестандартно. Мы не рассказываем о продукте, а показываем, что наш продукт — часть самой ночной жизни. Мы демонстрируем управляющим баров и клубов, что такое жить в ритме Red Bull. Мы можем пригласить управляющего с собой, провести его по всем клубам, показать, как надо веселиться. Часто наши отношения с управляющими переходят в приятельские или даже дружеские.

Мушкетер — это лицо бренда. Поэтому он должен быть харизматичный, веселый, самоироничный, творческий, уверенный в себе, искренний. От того, как выглядит мушкетер, зависит, как клиент воспринимает бренд. Моя работа — это не с 9 до 17, а 24 на 7. До этого я работал торговым представителем, загружал каждое утро свой пикап напитками и ездил продавал их по клубам. Вопрос не в том, кем ты до этого работал. Вопрос — кем ты являешься и чем ты хочешь заниматься. Мы ищем харизматичных людей, тех, кто в тренде, кто может пойти и сделать. А опыт для нас имеет большого значения. Среди мушкетеров есть бывшие юристы, бармены, госслужащие, менеджеры.

Работая на позиции мушкетера в компании Red Bull, ты можешь рассчитывать на зарплату в 60–100 тысяч рублей, получить автомобиль для командировок и соцпакет. Неплохо для занятия любимым делом».

Гидропоник

В двух словах Гидропоник — специалист по выращиванию растения без почвы. На гидропонике растения живут за счет питательного раствора, а специалисты востребованы там, где есть мода на натуральную пищу и земля стоит дорого. Похоже, становится проще вырастить экопродукты в чистом растворе, чем выводить пестициды из арендованной почвы.

Данис Закиров Данис Закиров исполнительный директор компании «Агродом»

«На данный момент около 80% фруктов и овощей, которые вы видите на прилавках магазинов зимой, выращены беспочвенным методом. И это направление в агрокультуре набирает обороты. Однако вузы России не готовят специалистов именно данного профиля. Там, как и 10 лет назад, выпускают только ботаников и агрономов, которые при достаточном самообразовании могут стать хорошими гидропониками.

Гидропоник следит за качеством и количеством питательного раствора в гидропонных установках. Держит под контролем свет и температуру помещения, где выращивают культуры, рассчитывает потребности каждого вида растений: количество микро- и макроэлементов в растворе, циклы освещения и необходимость орошения и длину светового дня. Работу гидропоником найти не так уж и легко: по прогнозам экспертов, действительно востребованной эта профессия станет только к 2020 году. Нынешние предприятия укомплектованы персоналом, и гидропоники им не требуются. Так что гидропоники могут рассчитывать в основном на вакансии на новых предприятиях, в агрофирмах и на текучку кадров в уже работающих компаниях. Зарплата гидропоника зависит от его опыта и профессионализма. Без опыта работы гидропоник может занять низшую позицию техника на агропредприятии, сможет получать 15 000 р. (плюс-минус, в зависимости от региона). С опытом растет и зарплата. Многие едут работать в зарубежные компании — Израиль, США, Нидерланды, где гидропоника развита ввиду исторических и территориальных условий. В России гидропоника только начинает развиваться в регионах. В большинстве агрокомпаний выращивают овощи по старинке, в почве, но на рынке присутствуют и крупные игроки, которые перешли на гидропонический способ выращивания. Это в основном компании, работающие на обеспечение Москвы свежей зеленью и овощами.

Работать в гидропонике интересно прежде всего тем, кто действительно любит живую природу. Растения растут лучше, когда относишься к ним с любовью, это правда. По сути, профессия гидропоника — это исследовательская работа, пополняемая каждодневным опытом, а не банальное выполнение инструкций. Мой стаж работы гидропоником — больше года, сейчас я уже работаю исполнительным директором компании. Мы занимаемся поставкой оборудования для выращивания гидропонным методом. Как руководитель компании я должен знать все о гидропонном способе выращивания, так что я слежу за новостями этой сферы, читаю научную литературу, консультирую клиентов в вопросах гидропоники и участвую в международных выставках по гидропонике».

 

Ошибка в тексте
Отправить