перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Жизнь на колесах

Дорожка есть, а счастья нет: за что критикуют велополосу на Бульварном кольце

Перемены

4 июля на Бульварном кольце запустили велополосу, которая тянется от Никитского до Чистопрудного бульвара. «Афиша» попыталась разобраться, как быть с припаркованными автомобилями, можно ли ездить по ней на скутере и кто вообще это придумал.

Кто придумал велополосу на Бульварном кольце

Департамент транспорта решился соорудить полосу для двухколесных в 2014 году, после нескольких лет стройного хора (в котором и «Афиша» принимала участие), голосившего, что ясно выделенная дорога в центре — это последний фронтир, после которого Москва станет Европой, а то и гораздо лучше. К делу подошли серьезно. Смотрели международный опыт, советовались с урбанистами-велосипедистами. Имен не называют, но очевидно, что среди них были Максим Кац и Илья Варламов. Чиновники не скрывали, что ориентировались на международный опыт: в частности, такие велополосы можно увидеть в в Лондоне, в Нью-Йорке и других городах. Реализовать задумку в Москве удалось, только когда в силу вступили поправки в правила дорожного движения, в апреле 2015 года. В сущности, в закон ввели само понятие велосипедной полосы и оформили соответствующий знак

Конкурс на создание полосы проводил Департамент капитального ремонта города Москвы, участвовать приглашали «субъектов малого предпринимательства государственного контракта на выполнение плановых сезонных работ». Победило ГБУ «Автомобильные дороги» — они нанесли разметку, «отъев» в некоторых участках бульвара парковочные места. Здесь появились знаки, запрещающие остановку, но большинство автомобилистов продолжили оставлять около них машины, полагая, что штрафовать за это не будут. Так, по крайней мере, было с пилотным проектом платных парковок. 

В первых анонсах велополосу обещали запустить 30 июня, однако ее открытие перенеслось на 4 июля. В итоге Москва получила девятикилометровую полосу для велосипедистов, которая идет вдоль проезжей части от Никитского бульвара до Чистопрудного. Как и платные парковки в 2012 году, она тоже считается экспериментом. Чиновники должны подвести его результаты к зиме и понять, нужна ли на бульварах дорожка для велосипедистов или нет. Пока непонятно, вернется ли парковочная разметка на бульвары в холодное время года, когда велосезон закончится.  

А теперь добро пожаловать в реальный мир

Велополосы для московских автомобилистов все еще редкость — не обращают на нее внимание даже стражи порядка

Велополосы для московских автомобилистов все еще редкость — не обращают на нее внимание даже стражи порядка

Фотография: facebook.com/velorepair

Некачественное покрытие

Фотография: facebook.com/achupilko

Велополосу делали в рамках планового обновления дорожного покрытия на бульварах. Однако первые водители увидели такие недоразумения. На момент публикации материала – провал в грунте уже устранили. 

На полосе паркуются автомобили

Припаркованные на велополосе автомобили собираются штрафовать на 2500 р. и заодно эвакуировать

Припаркованные на велополосе автомобили собираются штрафовать на 2500 р. и заодно эвакуировать

Фотография: facebook.com/velorepair

В отличие от пилотного проекта платных парковок, когда по городу дежурили стюарды, объяснявшие водителям новые правила жизни, о велополосе автомобилистов не предупреждали. Об этом говорили в СМИ, но не было рекламных щитов, и никто не подсовывал под дворники бумажки с информацией. Просто в один момент с правого края бульваров появилась новая загадочная разметка и знаки «остановка запрещена», закрытые черными пакетами. 4 июля пакеты сняли, но часть автомобилистов их проигнорировала, продолжив ставить машины на бульварах; другие останавливаются на ней, включая аварийную сигнализацию в качестве оправдания. Не все так просто и в тех участках, где оставили парковку, отодвинув ее на метр от обочины, и проложили между дорогой и тротуаром велополосу.  

Фотография: аacebook.com/dvoryankin

Чем опасна велополоса

Владимир Лосинский Владимир Лосинский Владелец магазина и мастерской City Cycle

«Меня смущает, что парковка находится слева от велополосы и никто из пассажиров, выходящих из автомобилей, не смотрит в зеркало. Получить удар косяком двери очень опасно, а шансов таких будет много. Потому что водители привыкли смотреть в зеркало, когда открывают двери, а пассажиры — никогда. Они просто открывают двери и выходят. И это самый ужасный удар, который может ожидать велосипедиста. Если просто впечататься в машину сбоку, то она помнется, погнется колесо велосипеда. А косяк двери такой жесткий, что человека может буквально разрезать». 

Что думают автомобилисты

Фотография: facebook.com/ruvederko

Петр Шкуматов Петр Шкуматов Координатор движения «Общество синих ведерок»

«Если посмотреть на всю эту историю с точки зрения водителя, то это довольно непродуманная история. Смотрите, большинство велосипедистов каталось и продолжает кататься по бульварной части кольца, там, где деревья. И никакие нововведения на их выбор не повлияют, ведь гораздо приятнее ехать среди зелени и чирикающих птичек, чем по проезжей части. Причем эта велодорожка устроена вне всяких правил дорожного движения. Она сейчас совмещена с парковкой, но знаки, разрешающие парковку, предписывают ставить машину вплотную к бордюру, а там — велодорожка. Чем руководствовались проектировщики? Плюс мы знаем, что на обочине скапливается мусор, и совершенно естественно, что через какое-то время, если там не убирать, грязь приведет к проколам шин и некомфортной езде. Не урегулирован вопрос с общественным транспортом, которого на бульварах довольно много: не ясно, что должен делать велосипедист, когда трамвай подъезжает или маршрутка. Все эти моменты делают эту велодорожку бессмысленной, а для автомобилистов это приводит к сокращению числа парковочных мест в центре Москвы более чем в два раза». 

Что говорит Департамент транспорта

Помимо разметки на бульварах появились новые дорожные знаки: этот предупреждает автомобилистов, что велосипедистов при повороте необходимо пропускать

Помимо разметки на бульварах появились новые дорожные знаки: этот предупреждает автомобилистов, что велосипедистов при повороте необходимо пропускать

Фотография: facebook.com/velorepair

В пресс-службе департамента сообщают, что припаркованные на велодорожке автомобили будут облагаться штрафом в 2500 рублей (в соответствии со Статьей 12.19, ч. 5). Сотрудники столичной Госавтоинспекции начнут дополнительно контролировать участок Бульварного кольца и обещают нещадную эвакуацию. Чиновники также отмечают, что организация движения на Бульварном кольце основывается на предоставлении равных возможностей для всех участников — будь то автомобилист, велосипедист или пешеход, поэтому автомобилисты отнюдь не должны чувствовать превосходство. Что касается «украденной» велосипедистами парковки, то и автомобилисты ничего не теряют: общее число парковочных мест внутри кольца сохранится на уровне 20 тысяч. На некоторых участках по маршруту их количество действительно сократили, но незначительно. Дополнительные машино-места перенесли в рамках реконструкции на улицы Малая Никитская, Мясницкая, Неглинная. На Рождественском бульваре количество парковочных мест увеличилось на 20%. 

А так заканчивается велополоса на Чистопрудном бульваре — ведет она в никуда

А так заканчивается велополоса на Чистопрудном бульваре — ведет она в никуда

Фотография: facebook.com/velorepair

Еще три вопроса Дептрансу

01

Можно ли ездить по велополосе на роликах, самокатах, скутерах, сегвеях?

По правилам дорожного движения люди на роликах и самокатах причисляются к пешеходам — соответственно, они должны двигаться по тротуару, а не велополосе. Движение на мопеде по велополосе разрешается ПДД. Управлять велосипедом на велополосе можно с 14 лет.

02

Можно ли ехать по велополосе против движения?

Правила движения по велополосе на Бульварном кольце соответствуют установленным правилам дорожного движения. Поэтому нет. Однако о санкциях за нарушения в Дептрансе не сообщают.

03

Как часто будут обновлять разметку?

Цитируем департамент: «Разметка будет обновляться в соответствии с плановым графиком обновления разметки на дорожном покрытии».

Ошибка в тексте
Отправить