перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Европейские лоукостеры в России

Перемены

Сегодня во Внуково впервые приземлился самолет венгерского лоукостера Wizz Air. Теперь от Москвы до Будапешта можно будет долететь за 30–40 евро. «Город» вспомнил, как умирали российские лоукостеры, а также узнал, что предлагают их европейские конкуренты.

Пока все успехи в нише дискаунтеров принадлежат иностранцам, хотя попытки создать местный лоукостер для внутрироссийских рейсов предпринимались дважды. В 2006 году совершил первый рейс Sky Express с билетами по 500 рублей. В 2009-м появилась «Авианова», у которой стоимость перелета начиналась уже с 250 рублей. Обеим авиакомпаниям регулярно доставалось от пассажиров и регуляторов за частые опоздания. Например, у Sky Express в разгар летнего сезона 2010 года опаздывал каждый второй самолет.

Разорились пионеры бюджетных перелетов почти одновременно в 2011 году, на чем историю российского лоукост-движения можно считать временно оконченной. Эксперты отчасти списывали провал бюджетных перевозчиков на менталитет: дескать, россияне не так мобильны, как европейцы или американцы, а если уж летают отдыхать, то не в Краснодар и Ростов-на-Дону, а в условную Анталию. От краха «Авианову» не спасли даже 2-минутные рекламные ролики с бикини-шоу на грани фола:

Реклама «Авиановы»

Сейчас создание бюджетного авиаперевозчика в России — задача государственной важности. В 2014 году запустить собственную бюджетную авиакомпанию обещает «Аэрофлот». Его гендиректор Виталий Савельев рассказал, что там будут неоткидывающиеся кресла, «как в электричке» и «жестко с багажом». Зато билеты подешевеют почти вдвое.

Впрочем, по сравнению с тем, что предлагают некоторые европейские перевозчики, это еще комфорт. Так, эпатажный руководитель ирландского дискаунтера Ryanair Майкл О’Лири известен своими предложениями взимать с пассажиров плату за пользование туалетом и продавать билеты на стоячие места. Кстати, его компании пока не удалось выйти на российский рынок.

Одно из препятствий для бюджетных авиакомпаний в России — дорогие аэропорты, поэтому сейчас обсуждается вопрос о выделении специальных полос для дискаунтеров во Внуково, Домодедово и Шереметьево. Кроме того, через три года в Калужской области хотят обустроить целый лоукост-аэропорт Ермолино —что-то вроде лондонского Лутона и парижского Бове. Пока Ермолино называется «аэродромом», и там базируются внутренние войска. Расстояние до Москвы — 80 километров, что в два раза дальше, чем, например, Домодедово. Летать из Ермолино за смешные деньги собирается «ЮТэйр».

Кто сейчас работает здесь

<a href=https://www.airbaltic.com/ru/index target="_blank">AirBaltic</a>

AirBaltic

Латвийскую госкомпанию, созданную в середине 90-х, можно отнести к лоукостерам только по ряду формальных признаков: там принято платить за багаж и еду в самолете. Что касается цены билетов, в том числе до прибалтийских столиц, то они зачастую выше, чем предлагают российские гиганты вроде «Аэрофлота» или «Трансаэро». Некоторое время назад AirBaltic содержала сеть велопрокатов в Риге, однако впоследствии отказалась от проекта.

<a href=https://www.airberlin.com/ru-RU/site/start.php target="_blank">Air Berlin</a> и <a href=https://www.flyniki.com/ru-RU/start.php target="_blank">Niki</a>

Air Berlin и Niki

Как ни странно, в первые годы своего существования Air Berlin была зарегистрирована в штате Орегон — так того требовали правила послевоенного авиасообщения с Германией. К настоящему времени Air Berlin превратилась из лоукостера с услугами выше среднего в регулярную авиакомпанию с гурманскими блюдами в меню, кроватями в бизнес-классе и членством в престижном альянсе Oneworld. Несмотря на это, перевозчик активно дружит с австрийским дискаунтером Niki в рамках «лоукост-альянса» airberlin group (дешевые билеты обеих авиакомпаний в Европу лучше искать через сайт Niki).

<a href=https://flyairone.com target="_blank">Air One</a> (бренд <a href=https://www.alitalia.com/RU_EN target="_blank">Alitalia</a>)

Air One (бренд Alitalia)

Итальянская авиакомпания, начинавшая в 1980-е как служба авиатакси и школа пилотов. После слияния с Alitalia стала практически неразличима с ней: так, самолет может быть раскрашен в цвета Air One, а персонал одет в форму Alitalia. Продажи билетов по ценам Air One ведутся через сайт Alitalia. По некоторым направлениям (например, в Милан и Венецию) вдвое дешевле лететь из Петербурга, а не из Москвы.

<a href=https://www.easyjet.com/ru target="_blank">EasyJet</a>

EasyJet

В 1995 году предприимчивый киприот сэр Стелиос Хаджи-Иоанноу арендовал два боинга, чтобы возить пассажиров из Лутонского аэропорта в Эдинбург и Глазго. Спустя год самолет EasyJet впервые пересек границу — он летел в Амстердам. Дешевые рейсы в Манчестер и в Лондон-Гэтвик из Домодедово появились в марте этого года. С недавних пор авиакомпания проводит в Великобритании курсы для боящихся летать. За 214 евро и два дня аэрофобам рассказывают теорию, а затем отправляют в реальный полет.

<a href= target="_blank">Germanwings</a>

Germanwings

Лоукост-дочка Lufthansa — крупнейшей авиакомпании Европы с почти 90-летней историей. Летает из Внуково и Домодедово. Штаб-квартира и основной хаб дискаунтера находится в Кельне, поэтому до аэропорта Кельн-Бонн, а также до Дрездена билеты стоят меньше всего. Немецким клиентам доступна веселая услуга «билеты вслепую»: пассажир узнает о том, в какой город он летит, только после оплаты рейса. Лотерейный билет стоит дешевле обычного, и сдать его нельзя.

<a href=https://www.norwegian.com/en target="_blank">Norwegian</a>

Norwegian

Возникла на руинах разорившейся норвежской авиакомпании Busy Bee в 1993 году и из скромного регионального перевозчика превратилась в крупнейшего дискаунтера в Скандинавии. Лучший лоукостер Европы, согласно авторитетному рейтингу Skytrax. Хвосты боингов Norwegian украшены портретами великих скандинавов вроде Генрика Ибсена или Эдварда Грига. На лайнерах Boeing 737–800 работает бесплатный вайфай. Пока обслуживает единственный прямой рейс из России: Пулково — Осло.

<a href=https://www.flypgs.com/ru/default.aspx target="_blank">Pegasus Airlines</a>

Pegasus Airlines

Появилась в Турции в конце 1980-х незадолго до вторжения Ирака в Кувейт, которое на несколько лет отпугнуло туристов от региона. Когда спрос на поездки в Турцию вернулся, стала одной из самых успешных авиакомпаний в стране. Недавно дискаунтер стал летать и в Россию, в том числе в Краснодар, Сочи и Омск. Билеты пока не поражают дешевизной, да и сайт авиакомпании работает с перебоями (на момент написания статьи не удавалось узнать даже стоимость билетов).

<a href=https://www.vueling.com/ru target="_blank">Vueling</a>

Vueling

Начинала с двух самолетов, летающих с материка на Ибицу, и за 8 лет выросла до второй авиакомпании Испании (после Iberia). Хотя перевозчик базируется в Барселоне, россиянам билет туда обойдется примерно во столько же, сколько у Germanwings. Зато можно относительно дешево долететь до Малаги. Этой зимой компания хочет пустить новый рейс из Барселоны в Петербург.

Ошибка в тексте
Отправить