перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Поездки за город

Как сын генпрокурора Чайки полюбил урбанистику и решил переделать Подмосковье

Перемены

Группа урбанистов, архитекторов и дизайнеров разработала для всех городов Подмосковья «Альбомы нового облика», наглядное пособие по хипстеризации — с парками, велодорожками и уличной едой. Группой города Клин командует новый советник губернатора Игорь Чайка — «Город» узнал, зачем ему это нужно.

В феврале этого года глава Московской области Андрей Воробьев уволил своего старого советника по вопросам культуры, спорта и молодежной политики — и тут же назначил нового, 26-летнего Игоря Чайку. Что о нем известно: сын своего отца (генпрокурора РФ Юрия Чайки) и брат своего брата (фигуранта пары уголовных дел), недавний студент Юридической академии и герой историй из ЖЖ про кортежи и мигалки. Энергичный Игорь решил по заветам новой урбанистики заняться переделкой имиджа подмосковных городов. Начал с Клина, где уже проходят фестивали уличного искусства и фуд-маркеты, а также появился бренд «Клин звучит». Он же и рассказал «Городу» своими словами, в чем идея переделки подмосковных городов — и что уже сделано в Клину.

Фотография: Сергей Полищук

Зачем бизнесмену урбанистика 

«Губернатор Московской области поручил моей рабочей группе до конца года разработать для каждого подмосковного города пошаговый план благоустройства. Мы назвали его «Альбом нового облика» — сейчас такие есть уже у 90% городов в области. Там описаны все преобразования — от тротуарной плитки до бренда города, переустройства транспортно-пересадочных узлов, реконструкции памятников архитектуры и организации парков и прогулочных зон. Отдельный раздел посвящен городским пространствам для молодежи и стандартизации городских фасадных вывесок. Последнюю главу мы отдали под арт-объекты — они теперь тоже будут в каждом городе.

Городов много, поэтому у нас несколько рабочих групп. Я возглавил (должность советника губернатора не оплачивается. — Прим. ред.) ту, которая отвечает за благоустройство Клина и нескольких других подмосковных городов. Я давно интересуюсь урбанистикой (Чайке 26 лет, недавно он закончил Московскую юридическую академию. — Прим. ред.), даже одно из направлений бизнеса, которым я занимаюсь (чиновникам запрещено получать доходы от предпринимательской деятельности, так что и Чайке дали полгода на неоплачиваемой работе, чтобы тот успел хотя бы формально передать управление своими предприятиями кому-то другому. — Прим. ред.), – обустройство общественных пространств». 

Почему в Подмосковье нет своих велопрокатов и летних кинотеатров

«За последние года четыре Москва привела в порядок парки, скверы, пешеходные улицы, унифицировала указатели на домах, внутри Садового уже нет сумасшедших вывесок и уродливых растяжек. А Подмосковье сильно отстает. В 90-е и нулевые там был строительный бум, бетонные мешки строились с огромной скоростью. И в этой спешке часто забывали про инфраструктуру: в Котельниках и Мытищах нет ни одного парка, в Сергиевом Посаде он появился только в прошлом году. Называется «Скитские пруды», и теперь в выходные через него проходят 4000 человек. А раньше все эти люди гуляли вдоль дорог.

Мы хотим сделать так, чтобы жители могли в своем городе прогуляться по пешеходной улочке, выпить хорошего кофе, потом пойти в кинотеатр под открытым небом в ближайшем парке. А потом в этом парке взять велосипеды, прокатиться по велодорожкам, съесть мороженого — то есть делать ровно то, зачем люди тянутся в Москву. Сейчас за этим приходится ехать в парк Горького».

Что читает Чайка и зачем нужны спа-отели и курсы экофермеров

«Мы опираемся на передовой опыт. Изучаем, как устроены площади и улицы в Париже и Лондоне, велодорожки в Копенгагене, лучшие европейские парки. При этом стараемся сверяться и с теорией — от классиков Джейн Джекобс и Яна Гейла до менее раскрученных Кевина Линча, Кристофера Александера, Чарлза Лендри. В российской урбанистике сейчас подъем, но пока нет трудов уровня блестящих специалистов прошлого — Григория Дубелира (составитель первого в России перечня технических условий для строительства дорог и мостов. — Прим. ред.), Алексея Гутнова (архитектор, автор проектов Гольяново и Сокольников. — Прим. ред.).

Проект каждого города отталкивается от его истории и культуры. В Зарайске, например, есть уникальная икона Федоровской Божией Матери. Там же сохранился единственный в России кремль с семью башнями. У дальнего Подмосковья есть большой потенциал для развития экотуризма. Где-то можно организовать спа-отели, прогулки на лошадях, пешие маршруты по лесу, курсы экофермеров, чтобы москвичи, например, ехали туда учиться доить корову, а c собой в Москву могли прихватить баночку деревенской сметаны».

Что такое «Клин звучит»

«Чтобы придумать идею для нового бренда Клина, мы спросили более 1200 горожан, с чем у них ассоциируется город. Все говорили: «Чайковский» (композитор провел в «клинском убежище» последние годы жизни. — Прим. ред.) Мы стали развивать эту мысль. Что может быть шире Чайковского? Музыка. А что шире музыки? Звук. Да и само слово «Клин» звучит звонко. Поэтому мы придумали городу слоган «Клин звучит!». В английском варианте — «Sounds Klin» — обыгрывается созвучие со словом clean — чистое звучание города.

За основу графической части бренда мы взяли звуковую дорожку, которую записали, гуляя по улицам города. Чтобы сохранить историческую преемственность, в качестве фирменных цветов оставили цвета герба. К привычным городским сувенирам решили добавить наушники с логотипом города, медиаторы, рупоры. Слоган должен проникнуть в город, попадаться на глаза горожанам и гостям города. Например, с тем же «Кофе Хаузом» можно договориться, чтобы на их стаканах навынос было написано «Клин звучит!»

Почему с появлением вайфая и лимонада в городе начинается жизнь

«Сейчас Клин поделен на четыре плохо связанные части, и горожане не могут сойтись во мнении, где же центр их города. Задача — связать город воедино, создать каркас. По плану мы благоустроим пешие дороги между районами, чтобы люди могли перемещаться из одной точки города в другую, не попадая в поток автомагистралей.

Будет центральная ось — улица Гагарина. Сейчас здесь по обочинам припаркованы машины, повсюду рекламные щиты и вывески, движение пешеходов перегораживают киоски. Мы благоустроим улицу Гагарина и улицы, которые ее пересекают. Появятся велодорожки, пространства для отдыха, комфортные транспортные остановки.

Кроме того, мы будем активно работать с архитектурным наследием Клина. Например, предлагаем дать вторую жизнь Круговому депо, которое в свое время предназначалось для обслуживания паровозов. Его можно использовать в качестве информационного центра с кафе и выставочным залом. Железнодорожную станцию и автовокзал мы преобразуем в современный̆ транспортно-пересадочный̆ узел. Здание бывшего завода «Медстекло» станет молодежным центром с бизнес-инкубатором, коворкингом, лекторием, библиотекой.

Недавно мы открыли обновленную Советскую площадь в Клину. Она и раньше не была в запустении — три года назад там положили новую плитку, поставили урны, фонари, скамейки, — но жизни все равно не было. Мы же провели вайфай, постелили газон, посадили деревья, поставили лежаки, организовали павильон для презентаций и лекции. Плюс — пространство для пикников, поле с городскими шахматами, столы для пинг-понга, деревянный киоск, где можно продавать лимонад, мороженое, устраивать ярмарки выходного дня. Тут же — три объекта уличного искусства, с которыми все делают селфи и выкладывают в инстаграм».

Кто будет платить за фалафель и велодорожки

«Все эти работы с площадью стоили нам около 12 миллионов рублей. Это не так дорого, по крайней мере речь идет не о миллиардах. Брендинг обойдется в 15 миллионов рублей. Уличная навигация — в 37–45 миллионов. Самый дорогостоящий элемент в этой истории — транспортные остановки с антивандальными картами города. С такой картой можно взаимодействовать, как с планшетом, увеличивать и уменьшать масштаб прикосновением пальцев и так далее. Тут же будут новости, прогноз погоды, курс доллара и время прибытия автобусов, конечно. Вся информация — на русском и английском. Конечно, можно обойтись и дешевле, если поставить остановки со статичными картами — тогда уложимся в 19 миллионов. (Речь обо всех проектах идет в будущем времени, потому что сметы будут составлены до конца этого года, а внедрять что-то начнут в 2015-м, если на «Альбомы» дадут добро главы муниципальных образований. А могут и не дать. — Прим. ред.)

Создание бренда, городская навигация, домовые указатели не требуют больших затрат, с ними муниципальный бюджет справится самостоятельно. А вот строительство нового жилья и организация транспортных узлов требуют уже совсем других денег. Например, если город хочет обустроить пешеходную улицу, можно найти предпринимателей, которые оплатят преобразования и при этом по льготной цене получат в аренду помещения на первых этажах. Если главы территорий не сумеют привлечь бизнес к госпартнерству, мы поможем. Есть вдохновляющий пример — в Орехово-Зуево предприниматели взяли в управление сквер площадью 6 гектаров. В этом сквере есть пруд, посредине пруда — островок, в свое время там Савва Морозов с матушкой пили чай и кормили лебедей. Предприниматели сделали лодочную станцию и стали продавать услугу чаепития (это цитата. — Прим. ред.) в этой беседке — уже покрыли все вложения и вышли в плюс».

Ошибка в тексте
Отправить