перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Патриарх Кирилл: «В обертке свободы легко съесть смертельную отраву»

Люди

В Москве прошел Международный съезд православной молодежи: юные души со всего света приехали на ВДНХ, чтобы услышать слово патриарха. А также — принять участие в мастер-классах, поесть пирожков и посмотреть друга на друга. «Город» тоже посмотрел.

«Если нас любят, мы исправимся, а если нет, не будем исправляться», — у входа на ВДНХ старушка заводит душеполезную беседу со священником. Группы подростков и людей в рясах фотографируются на фоне центральной аллеи. То, что первый Международный съезд православной молодежи проводится на территории, ассоциирующейся прежде всего с советской властью, очевидно, никого не смущает. У стойки, на которой славянской вязью выведено слово «пресса» (таким шрифтом тут написано все, вплоть до указателя «Туалет»), в стопке со списками аккредитованных лиц торчит лист, большими буквами озаглавленный «СУПЕР ВИП ДУХОВЕНСТВО». «Ждем еще Шевкунова (архимандрита Тихона, считающегося личным духовником Путина. — Прим. ред.), — делится сотрудница. — Но не знаю, доедет ли».

Встреча с патриархом проходит в построенном в 2008 году павильоне №75, предваряет ее «культурно-просветительская программа». Оживленная толпа, гуляющая по гигантскому залу, по меркам церковного мероприятия выглядит даже либерально: нет ни платков, ни бород, ни длинных юбок — кругом девочки в джинсах и с распущенными волосами, и даже старшекласснику в джинсовой куртке со значком анархии и эмблемой Rammstein никто не делает замечаний. Специально к православному съезду тут выстроили экспозицию, напоминающую неплохой этнографический музей: гончарный станок, настоящий деревянный сруб, мастерская иконописи, очередь из желающих сфотографироваться в ретроавтомобиле. На фоне огромного экрана (видеоряд: купола, храмы, русские просторы) под народную песню «Матаня» человек двадцать водят хоровод. Дамы постарше прицокивают, рассматривая эффектные мягкие сапоги на стенде кожевенных ремесел. Сотрудники агентства исторических проектов «Ратоборцы» дают примерить наряды по моде XIX века, девушки из мастерской «Машинка времени» вышивают на пяльцах, а неподалеку дети пробуют писать стило на восковых табличках. В секции русской народной кухни угощают солеными огурцами, мочеными яблоками и пирожками с курицей и капустой. «Столько в них калорий!» — жалобно говорит одна старшеклассница другой. В целом так мог бы выглядеть прогрессивный фольклорный фестиваль в условном парке Горького — что неудивительно: организацией съезда занималось агентство «Массовет», регулярно устраивающее мероприятия по заказу Департамента культуры Москвы (поправка: как стало известно «Городу», агентство занималось только рассылкой для прессы, сам Международный съезд православной молодежи был организован при поддержке правительства Москвы. Куратором форума со стороны города выступила вице-мэр Наталья Сергунина, возглавляющая экономический блок в правительстве. Соответственно, была предоставлена площадка на территории ВДНХ и техническая помощь в проведении мероприятия. – Прим. ред.).

Фотография: Никита Шохов

В углу под вывеской «Открытые беседы» читает лекцию декан факультета психологии и философии человека Русской христианской гуманитарной академии Григорий Григорьев: «Третий всенародно любимый препарат — настойка боярышника: тратят на него русские 38 миллионов долларов в год. Весь мир столько боярышника не пьет, сколько современная Россия! Второе место занимает виагра, но это полбеды. А вот что первое место у активированного угля, который стоит копейки, — вот это страшно: сколько угля нужно съесть, чтобы в сумме получилось 46 миллионов долларов! Вот вам образ современного россиянина: интоксикация, импотенция, желудочное несварение». При слове «виагра» подросток из числа зрителей хохочет и хлопает себя по коленке. В другом углу презентуют инновационный проект: перчатку Glove Me, помогающую при реабилитации после инсульта. «Как это работает?» — скептически спрашивает кто-то из публики. Восстановление мелкой моторики явно интересует православную молодежь куда меньше лекции о природе русской души: группа слушателей тут совсем небольшая.

За полчаса до начала заседания всех по громкой связи приглашают в зрительный зал. Первые восемь рядов — зона ВИП, куда пускают по особым пригласительным; тут виднеются платки и павловопосадские шали. В какой-то момент начинается суета: очевидно, церковное начальство явилось неполным составом, поэтому православную молодежь срочно пересаживают поближе, чтобы перед патриархом не было пустых стульев, — так корреспондент «Города» вместе с ней неожиданно оказывается в первом ряду. Выглядит все демократично: ограждений нет, от публики до сцены едва ли больше десятка метров, охрана деликатно сгруппировалась в дальнем углу зала. «Только сумок чтобы не было видно, — просит пробегающий мимо сотрудник и прибавляет: — Ради Бога!»

Фотография: Никита Шохов

Съезд начинается с двадцатиминутной задержкой, практически вовремя: представитель администрации президента зачитывает послание от лица Сергея Иванова, после чего микрофон под бурные овации переходит патриарху Московскому и всея Руси. По словам организаторов, съезд — едва ли не первое мероприятие, собравшее молодежь со всего мира, от Канады до Казахстана, и в этом смысле событие, безусловно, символическое. «Я бы хотел поделиться с вами некоторыми мыслями о современном мире, — начинает патриарх Кирилл. — Мы живем в эпоху, когда информация определяет мировоззрение людей, является доминирующим фактором в обществе и орудием политического воздействия на человека. Вот почему, открывая планшетник или садясь у компьютера, не нужно быть прекраснодушным человеком, не нужно погружаться в этот информационный мир с чистым сердцем и думать, что здесь говорят правду. Дьявол рядится в одежду ангела светлого, он мимикрирует под правду, благородство и особенно под свободу — идеи, которые так близки человеческому сердцу. Но если в обертке свободы вам подается отравленный продукт, то, очаровавшись ею, легко съесть смертельно опасную отраву».

К социальным сетям патриарх предлагает относиться с умеренностью: «Запросто можно представить себе картинку: в одной комнате сидят молодые люди, уткнувшись в планшетники, друг с другом не общаются, если кто-то задает вопрос, отмахиваются. А что они делают? А они общаются через социальные сети! Погружаясь в виртуальный мир, мы вычеркиваем из своей жизни важнейший опыт реального человеческого общения. Разве чистую душу почувствуешь в интернете? А разве дьявольский огонь увидишь? Я не призываю вас оставить присутствие в социальных сетях, но скажу: ни в коем случае нельзя погружаться настолько, чтобы социальная сеть захватывала другие возможности видеть мир».

Фотография: Никита Шохов

Следующая часть выступления посвящена стремлению к удовольствиям и комфорту: «Есть такое понятие — сейчас все понимают по-английски, я по-английски скажу, потому что это стало уже своего рода международным сленгом, — «relax and enjoy», «отдыхай и получай удовольствие». По-русски это иногда звучит как «не напрягайся», «смотри проще на вещи» или «что, тебе больше всех надо?». Все это входит в органическое противоречие с христианским посланием. Сказано в Евангелии: «Кто не берет креста своего и не идет за Мной, Меня не достоин». «Relax and enjoy» — путь к деградации, и не просто личности, а человеческой цивилизации». Раздаются долгие аплодисменты.

Неприемлемость для православной церкви гражданских браков патриарх объясняет с помощью неожиданной метафоры. «Частое оправдание: надо же изучить человека. Но что чаще всего происходит: пожил, не получилось, со вторым или со второй пожила или пожил, тоже не получилось. Сам характер отношений без обязательств предполагает смену партнера — и ведь иногда даже человек думает, что чем больше такого опыта, тем лучше. Это примерно как многие считают, что хорошо часто стирать свою одежду. Но в конце концов ее можно так застирать, что она потеряет всякий вид. А если слишком часто и много использовать стиральную машину, то она испортится».

Фотография: Никита Шохов

Патриарх говорит около получаса, после чего у микрофона в зале выстраивается цепочка из допущенных задавать вопросы. С места этого сделать было нельзя, избранных приглашали заранее — список, судя по всему, составляли по принципу «с миру по нитке». Представительница Крымской епархии, вторая в очереди, долго формулирует вопрос о доле молодежи в церкви. «Конечно, не хотелось бы, чтобы храмы превращались в клуб пожилых людей», — шутит патриарх. Алтарник из Дублина жалуется, что ирландская молодежь натурально предпочитает проводить свободное время в пабах, а не в православной церкви. «Церкви не надо конкурировать ни с пивными, ни с фитнес-клубами, ни с дансингами. Разная природа у нее и этих учреждений». Девушка-неофит из Берлина спрашивает, стоит ли рвать отношения со старыми друзьями, которые отказываются ходить вместе в церковь. «Нет, конечно», — раздраженно бормочет мужчина в костюме и с беджиком ВИП позади меня. «Действовать следует с любовью и со снисхождением, — вторит ему со сцены патриарх. — Это и будет формировать в людях мнение, что христианство — добрая вера, что она открывает перспективы счастья».

Актуальную новостную повестку подключает девушка из Сибири. «В Новосибирске и других городах России за последнее время было отменено несколько концертов сатанинских и языческих музыкальных групп», — начинает свою речь представительница молодежного совета Новосибирской епархии Анна Симонова. Внезапно десятитысячный зал разражается аплодисментами — в первый и последний раз во время какого-либо вопроса. Аудитория замирает: в эту секунду еще непонятно, куда вывернет реплика. «Я лично была участницей этих протестов, потому что не могла равнодушно смотреть, как хулится имя Божие под видом культуры». Неясно, какой после такого признания может быть еще вопрос, но девушка продолжает, практически спрашивая у патриарха благословения на свои действия. Аплодисменты повторяются. Словно понимая, что вопрос риторический, патриарх неожиданно для всех сворачивает на другую, старую и, кажется, очень личную тему — и вместо ответа внезапно заговаривает о Pussy Riot: «Пришли какие-то особы в храм Христа Спасителя и стали бесноваться на амвоне. Никто бы не узнал их имен, если бы эти особы, которых выдворили из храма, даже не вызвав милиции, не выложили бы все в социальные сети, не снабдили текстом, который они не произносили в храме, и не устроили бы показательную порку православным людям. Существует в определенных кругах мнение (голос владыки становится вкрадчивым), что православные — это такое быдло, такие слабаки. А что на деле произошло? Народ поднялся и сказал, что не допустит погибели отечества нашего от осквернения, да так громко, что закон приняли. Что было бы, если бы, поддаваясь советам определенной части людей, в том числе и нашей интеллигенции, мы бы сказали: «Ой, ничего страшного не произошло, подумаешь, какие нехорошие девочки». Мы бы получили еще один такой случай». О любви и снисхождении в этот момент глава церкви, по всей видимости, не вспоминает. «Конечно, нужно действовать без экстремизма и в рамках закона», — предостерегает патриарх, в остальном фактически открытым текстом выдавая карт-бланш православным активистам. — У народа есть право сопротивляться тому, что навязывают ему с целью разрушить духовную сущность, и я очень рад, что все больше людей понимает, что за нашу веру и за наши ценности нужно бороться». Окончание фразы — «Естественно, мирным способом» — тонет в очередных аплодисментах. Сотрудник «Массовета» в кулуарах мрачно замечает, что был бы рад не иметь с происходящим ничего общего: «Люди, устроившие это мероприятие, отменили два других хороших мероприятия, на которые я собирался».

Фотография: Никита Шохов

Предпоследним выступает священник из Торонто: признается, что зарегистрирован в девяти социальных сетях, чтобы держать связь с паствой, и спрашивает, как относиться к православным интернет-сообществам. Девушка из Москвы задает вопрос, как искать вторую половину, когда недопустим секс до брака, после чего ведущий объявляет, что время вышло. На сцену выносят корзину цветов — у главы церкви через несколько дней день рождения, — и все официально заканчивается. В те несколько секунд, что патриарх еще не сошел со сцены, православная молодежь и священники быстро достают айфоны, делают селфи и начинают выкладывать их в социальные сети.

Ошибка в тексте
Отправить