перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новое метро

Архитектор «Битцевского парка» о лесопарковых ужасах, ярких красках и Калатраве

Дома

«Город» продолжает выяснять, кто придумывает и строит новое московское метро. До конца года откроется станция «Битцевский парк» — удивительная конструкция с гигантским разноцветным панно. «Город» поговорил с ее архитектором Александром Некрасовым.

Александр Некрасов Александр Некрасов Руководитель архитектурной мастерской «Метрогипротранса»

Проектировал станции метро «Печатники», «Братиславская», «Аннино», «Парк Победы», «Строгино», «Волоколамская», «Пятницкое шоссе», «Битцевский парк».

По данным генерального оператора строительства метро «Мосинжпроект», до конца 2013 года откроется три новых станции. К 2020 году в Москве будет построено более 160 км новых линий и 79 станций.

О «Битцевском парке»

«Это будет самая яркая станция московского метро. Все-таки восприятие Битцевского парка у нас сейчас немного мрачноватое в связи с известными событиями. Когда мы приезжаем на стройку, лес стоит такой трагической стеной. Думаю, мы исправим ситуацию.

«Битцевский парк» — продолжение Бутовской линии, поэтому она относится к легкому метро. Основное отличие легкого метро от обычного — размеры: там платформа 90 метров, у легкого метро — 162 метра. Станция от этого только выигрывает: нет такой монотонности и повторения. На «Битцевском парке» все попало в размер: и художники, и одностороннее освещение.

Одна из главных особенностей новой станции — так называемый односторонне ориентированный свод и пол, переходящий в стену

Одна из главных особенностей новой станции — так называемый односторонне ориентированный свод и пол, переходящий в стену

Фотография: «Метрогипротранс»

Оформление посвящено парку. На путевой стене, противоположной своду, будет совершенно чумовое панно, которое создает семья художников Бубновых. Они занимаются станковой живописью — это не камерное искусство, где каждый художник сам по себе работает, а такие большие полотна.

В советское время мы очень много с ними работали. Тогда был целый список допущенных мастеров, которых отбирала специальная комиссия. После перестройки профессия, можно сказать, погибает. Художники попросили нас дать им конструкцию станции — перспективу, материал — и дали волю фантазии. На панно — природа, радующиеся жизни люди, собаки, лошади (отсылка к конноспортивному комплексу «Битца». — Прим. ред.). Все это было тонко нарисовано, и в очень современной манере.

Возник вопрос: как расписать огромную площадь около 500 квадратных метров? Ручная работа — это очень дорого, просто сумасшедшие средства. Потом нашли технологию: художники смоделировали панно на компьютере, потом руками что-то поправляли. Панно еще не смонтировано, но мы уже видели некоторые фрагменты — это цветная печать на стекле. Долго бились над цветопередачей принтера, но сейчас все выглядит, как было задумано.

На месте нынешнего строительства находился выход с «Новоясеневской», который сейчас закрыт. Там располагался павильон, на крыше которого была установлена композиция «Ноев ковчег» гениального скульптора Леонида Берлина («Новоясеневская» в то время называлась «Битцевский парк». — Прим. ред.), чьи работы можно также найти на станции «Римской». Сейчас старый павильон снесли и сделали новый постамент. «Ноев ковчег» — это такая большая корабельная мачта с фигурами животных, которую мы впоследствии собираемся установить. Скорее всего, это произойдет в течение года после пуска станции.

Наземный вестибюль будет замыкать перспективу Новоясеневского проспекта. Сейчас там довольно уныло, проспект упирается в разворотную площадку и кафе восточной кухни «Принц». Кухня там хорошая, но сооружение чудовищное. Фасады павильона выполнены из стеклокерамики — довольно живой материал — и подчинены теме природы: к примеру, наклонные линии остекления там имитируют стволы деревьев.

Так «Битцевский парк» выглядит на поверхности

Так «Битцевский парк» выглядит на поверхности

Фотография: «Метрогипротранс»

О том, что Кремль, балет и метро — это наша визитная карточка

Архитекторы метро по-прежнему работают для народа, и это не пустой звук. Сейчас метро — это самый крупный некоммерческий объект в Москве на фоне всеобщей коммерциализации. В последнее время мы стали находить понимание у Департамента строительства, у правительства Москвы. Главному архитектору (Сергею Кузнецову. — Прим. ред.) сейчас не мешают, тогда как раньше главным архитектором Москвы был Юрий Михайлович Лужков. А для города все-таки лучше, когда этим занимается профессионал.

У нас есть Кремль, балет и метро — и это все, что знают о нашей стране по всему миру. И действительно, прихожу в Венскую оперу — балет никакой. А у нас — школа. Так и с метро. Мы начали с высоких стандартов и стараемся их поддерживать. Да, на Западе есть интересное и удобное метро, но все оно носит потребительский характер.

Фотография: «Метрогипротранс»

О туалетах в метро

Менталитет у нас такой, что сделай туалет в метрополитене — и будет помойка. А мы все-таки привыкли, что в метро чисто и хорошо. Туалеты лучше организовывать на поверхности около станций. На случай чрезвычайных ситуаций при медпунктах в метро есть все необходимое. Под землей есть проблемы с вентиляцией, мы же не хотим, как Нью-Йорк, превратиться в помойку. Там же линии метро совместили со всеми коммуникациями, в том числе канализацией. Зайти туда — ниже человеческого достоинства. 

Как-то мы были в Нью-Йорке в жаркую погоду. Хотели воспользоваться метро — проехать три станции до дома, где жил Джон Леннон. Спустились на полмарша, и я сказал: «Нет, пошли пешком». Такие получаются гримасы капитализма. Нам же пока удается сохранить социальную ориентированность.

О «Пятницком шоссе» и Калатраве

За рубежом, конечно, предпринимают много попыток улучшить внешний вид метро. Есть отдельные станции в Мадриде, где все функционально, но есть и помпезные станции. В Валенсии Сантьяго Калатраве дали построить одну станцию (метро и мост «Аламеда». — Прим. ред.). Но опять же это был такой посыл в коммерцию — чтобы привлечь туристов. В Валенсии ведь ничего нет — только пляжи и Калатрава.

В Вене метро встроено в структуру города, и его не видно. То есть вошел, проехал, вышел — все удобно. Там метро служебную функцию выполняет, может, это и хорошо. Мы же сейчас строим в таких районах, где стандартная застройка. Сейчас поставим вестибюль, который станет центром оси Новоясеневского проспекта, вокруг него появится благоустройство — и вот уже как-то выправляется градостроительная ситуация. Недавно ездил на «Пятницкое шоссе» (станция метро в районе Митино за МКАД. — Прим. ред.) Там построили станцию, павильоны, вестибюль наземный — и уже по-другому район воспринимается».

Ошибка в тексте
Отправить