перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Еврейский музей и Центр толерантности 4D-кинотеатр, экспозиция с айпэдами и интерактивные инсталляции в Бахметьевском гараже

В Москве открылся Еврейский музей и Центр толерантности — по-видимому, самый технологичный музей города и первый так подробно рассказывающий историю народа. «Афиша» внимательно изучила только что открывшийся центр.

архив

None

Еврейский музей в Бахметьевском гараже собирались открыть больше 10 лет назад: в 2001 году с этой целью из него выселили на Алтуфьевское шоссе 3-й автобусный парк, а гараж безвозмездно передали Марьинорощинской еврейской общине. Пока готовили концепцию, в гараже успел четыре года поработать Центр современной культуры Дарьи Жуковой, от которого Еврейскому музею достались не только отремонтированные 8000 с лишним квадратных метров ангара, но и слава важного для московской культурной жизни места.

Новый музей постарался и площадью воспользоваться по максимуму, и репутацию, заработанную «Гаражом» не уронить. Над экспозицией позвали работать одного из лучших в мире «делателей музеев» — американское бюро Ralph Appelbaum Associates, которое за тридцать лет практики, кажется, сделало музеи и выставки на все мыслимые темы. То, что они делают, принято называть edutainment — образованием через развлечение. Но самому Ральфу Аппельбауму это слово не очень нравится, и он предпочитает говорить об «обучении через опыт» — в век «Википедии» и онлайн-лекций преподавателей Гарварда и MIT музеи должны не демонстрировать вещи, а давать возможность пережить какой-то опыт — одновременно что-то узнав.

 

Для посетителей московского Еврейского музея первое знакомство с этим подходом будет особенно ярким: экспозиция начинается с короткого фильма в 4D-кинотеатре, который рассказывает историю евреев от самого начала — «В начале сотворил Бог небо и землю» и так далее — до разрушения Второго Храма римлянами в 70 г. н.э., которое ознаменовало конец еврейского государства в Израиле. Определение «4D» аттракцион носит с полным правом — здесь не только машинально отмахиваешься от саранчи, напавшей на египтян, или уворачиваешься от обломков разрушаемого Храма, но и вытираешь брызги воды, когда землю накрывает Всемирный потоп. Не вполне понятно, почему Священная история становится предисловием к истории светской, но это определенно готовит посетителей к тому, что им предстоит познакомиться с чем-то значительным и тоже полным всяких мелких деталей.

 

Здесь можно познакомиться с историей всех еврейских диаспор — от Китая до Аргентины

После кинотеатра посетитель выходит в центр зала, где ему предстоит узнать о том, что такое еврейская диаспора в принципе и как она выглядела в Восточной Европе. Вот большой круглый стол — первое из многочисленных интерактивных развлечений музея. В центре стола — карта мира, на которой показано, как евреи из Палестины перебирались во все регионы от Китая до Аргентины. По краям стола — экраны маленькие, на которых можно узнать подробности про каждый регион. К историческим справкам здесь добавлены картинки: можно сравнить, например, как выглядели синагоги в Европе и в Африке. Рядом со столом — плазма, по которой «плавают» пословицы на идиш. Экспликация поясняет, что это один из множества еврейских диалектов, использовавшийся именно в Восточной Европе. Экран тоже интерактивный — пословицу можно выделить, и тогда появится русский перевод, а голос прочитает пословицу вслух.

 

Дальше — целая группа инсталляций, рассказывающих про еврейские местечки. В одном углу — парта, доска и экран с фотографиями из религиозной школы, из динамиков доносятся голоса детей повторяющих урок. В другом — молельня, где можно послушать хасидские духовные песнопения и узнать, чем они отличаются друг от друга. Рядом — «рыночная площадь», на которой кроме белых гипсовых фигур торговок стоят бочки — в бочках спрятаны экраны, которые сперва показывают, например, селедку или яблоки, но если провести по изображению рукой, то откроются архивные фотографии. В двух шагах от площади предлагают познакомиться с типичными еврейскими профессиями — встав перед зеркалом, можно сделать свою фотографию и вставить ее в костюм портного или музыканта. В конце инсталляции, конечно, находится синагога, обозначенная несколькими колоннами и скамьями. На столе лежит свиток Торы, который оказывается тоже идеально замаскированным интерактивным экраном: если взять металлическую указку в виде руки с указательным пальцем и прикоснуться ей к свитку, то открывается одна из глав Пятикнижия — та, которую должны читать в эту неделю в соответствии с годичным циклом чтения. На экране появляется перевод и небольшой комментарий.

 

После этого посетитель должен перейти к хронологической экспозиции, идущей по периметру гаража, — это, собственно, и есть рассказ об истории евреев. Экспозиция делится на две части: на стендах документы, даты, исторические свидетельства, за стендами — инсталляции, видео, интерактивные экраны. Начинается рассказ с первых еврейских поселений на территории России, раздела Польши, когда в империи оказалось разом несколько сотен тысяч евреев. Потом XIX век — «еврейское просвещение» — молодые евреи стремятся покинуть местечки и интегрироваться в европейскую культуру, сохранив при этом связь с корнями, например, восстанавливая и перепридумывая язык иврит. Соответствующая теме инсталляция — одесское кафе со столиками, которые, конечно, тоже экраны с видеороликами. Здесь подробно рассказывается и о том, с какими ограничениями и опасностями была связана жизнь евреев в Российской империи, — о черте оседлости, о процентной норме, о погромах. За этим следует рассказ о революции: любимая тема черносотенцев — участие еврейской интеллигенции в революции — здесь отыгрывается тоже с помощью современных технологий.

 

Самый серьезный идеологический выбор, конечно, устроители музея должны были сделать дальше — рассказывая о войне. Найти правильный тон для такого разговора в стране, в которой каждый май возобновляются споры о роли Сталина, количестве погибших и искренности парадных акций, очень трудно. Было принято такое решение — рассказывать в первую очередь о войне, а не, например, о холокосте. Конечно, о концлагерях, как и о фашизме в целом, и о Второй мировой войне тут узнать тоже можно. Но главная роль отводится воспоминаниям. Большой фильм (перед экраном насыпаны бутафорские брустверы), сделанный из кадров хроники, фотографий и интервью с ветеранами, рассказывает о войне от июня 41-го до мая 45 года, и главное в нем — личный опыт и впечатления участников, причем очень часто никак не связанные с их еврейским происхождением. Рядом стоит танк — напоминание о том, что евреи сыграли свою роль как в военной промышленности (сын портного Исаак Зальцман руководил Кировским заводом, эвакуировал его в Челябинск, а потом стал и народным комиссаром танковой промышленности), и подвешен самолет У-2 — на таком летала единственная женщина-еврей среди Героев Советского Союза Полина Гельман. Здесь же находится и Зал памяти — темная комната, в которой на стене высвечиваются имена погибших в войне. Перед стеной — ряд свечей, которые можно зажечь и компьютер с базой данных, в которой можно попробовать найти информацию о своих родственниках.

 

После войны посетителя ждет рассказ о гонениях на евреев в 40-е и 50-е годы — борьбе с космополитизмом, «деле врачей», разгоне Антифашистского комитета. Здесь экраны и динамики (из них читают показания подследственных) вставлены в устрашающие металлические стенды, которые должны напомнить о дверях в тюремные камеры. Дальше — декорация «типичной» хрущевки с полупрозрачными экранами, с которых актеры рассказывают о том, чего они боятся и с какими проявлениями бытового и государственного антисемитизма сталкиваются. Рядом березовый лес, «вырастающий» из фотографии встречи «отказников» — евреев, получивших отказ в выезде. Заканчивается путешествие по истории еврейского народа, конечно, большой эмиграцией времени конца перестройки и 90-х годов. Здесь снова главное — рассказы от первого лица: как и почему они уехали, как чувствуют себя в Израиле.

 

Центр толерантности — люди с экрана призывают посетителей задуматься о том, как они относятся к чужакам, а проверить это можно самому — посмотрев фильм на планшете и ответив на вопросы после него

Ну и наконец, посетитель узнает, что означают слова «центр толерантности» в названии музея. Это несколько рядов стульев, к которым прикреплены айпэды. В каждом — два фильма на темы терпимости: подростки избивают мигрантов, потом обсуждают, что лечащий врач матери — грузин, и так далее. После просмотра фильма предлагают ответить на вопросы, например: «Сегодня в крупных мегаполисах России проживает много представителей других народов. Что вы думаете об этом?» и сравнить свои ответы с ответами остальных.

Не забыли в музее и об истории самого здания. Над кинотеатром, с которого начинается экспозиция, сейчас доделывается небольшая галерея, посвященная строителям гаража — архитектору Константину Мельникову и инженеру Владимиру Шухову. С крыши кинотеатра будет виден весь гараж, здесь будет небольшая библиотека и место для лекций.

 

Есть в музее и детский центр: он находится в самом дальнем зале (теперь вход в здание не с улицы Образцова, а с Новосущевского переулка). Там с 18 ноября должна начаться полноценная детская программа, с занятиями по воскресениям и средам. Детям будут предлагать знакомиться не только с еврейской культурой, но и с культурами других народов — по два месяца будет отдано их искусству, языку, праздникам, обычаям и кулинарии — здесь специально для этого установили кухню.

У выхода из музея — сувенирная и книжная лавка. В продаже уже есть значки, чехлы для ноутбуков и айфонов с логотипами музея. В ассортименте книжного — все, что хоть как-то может быть связано с евреями, от томика стихов Бродского до исторических исследований.

 

 

Музей уже открыт для посетителей по адресу улица Образцова, дом 11а, вс-чт 12.00-22.00, пт 12.00-15.00.

Ошибка в тексте
Отправить