перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Правда или ложь

Будет ли успешна сеть Михалкова — Кончаловского — Высоцкой «Едим дома»?

Еда

Наш критик Александр Ильин назвал ресторан «Юлина кухня», открытый телеведущей Высоцкой, худшим в Москве. А потом нечужие ей Никита Михалков и Андрей Кончаловский попросили у государства миллиард на создание сети национального фастфуда «Едим дома». «Афиша–Город» объясняет, ждет ли их успех.

Что это было?

Конечно, не просьба о деньгах. Уж по крайней мере Михалков, человек опытный по части добывания бюджетов, наверняка понимает, что деньги в Российской Федерации выдаются не по челобитным. С учетом того, что письмо, адресованное президенту, получило известность в результате некой непонятной то ли утечки, то ли сознательного слива — «в распоряжении редакции оказалось письмо», вот так это было обозначено в «Коммерсанте», — можно говорить скорее о манифесте, декларации намерений и заодно начале кампании по продвижению. Грубо говоря, Кончаловский и Михалков запускают сеть ресторанов — и вы теперь тоже об этом знаете.  

При чем здесь Путин?

В российской бизнес-среде апеллировать к образу Путина давно стало хорошим тоном. В любом приличном хозяйстве вам на ушко расскажут легенду, как Владимир Владимирович приезжал, пробовал продукцию (выпил вина, съел стейк, откусил кусок свеклы) и велел не мешать (вариант — выгнал бандитов, привел своих ребят/бывших чекистов, и они все сразу наладили). Впрочем, Кончаловский и Михалков пошли дальше — бизнеса нет еще и в зародыше, а Путин его уже одобрил. Да, деньги будут перечислены не из бюджета напрямую, а, скорее всего, переданы через банк под госгарантии (речь идет уже не о миллиарде, а о 680 миллионах) — но это, по правде, одно и то же.

Нужен ли нам национальный фастфуд?

Он, в общем-то, уже есть, так что непонятно, из-за чего сыр-бор. Загибаем пальцы: «Му-му» Андрея Деллоса — раз, «Теремок» Михаила Гончарова — два, «Грабли» Романа Рожниковского — три. Еще есть пироговые «Николай» — четыре, пироговые «Штолле» — пять, хотя они относятся скорее к направлению фаст-кэжуал. «Крошку-картошку» берем с оговоркой, поскольку такой способ употребления картошки изобрели в Турции и называется он там кумпир.

Можно ли построить сеть в провинции?

Построить можно. Но готово ли население провинции к перспективе завтраков, обедов и ужинов вне дома, предсказать нельзя (опытные товарищи подсказывают, что вряд ли). В письме упоминалось, что при каждом ресторане будет также магазин кулинарии — это увеличивает шансы на успех, но исключительно в городах с населением не меньше миллиона, где люди испытывают дефицит времени, поскольку долго едут на работу.

Будет ли успешна сеть с господдержкой?

Можно точно сказать, что она будет успешно построена, успешно соберет все лучшие локации и год-другой будет успешно кормить туристов (к слову, уничтожая путем неравноправной конкуренции все остальные проекты в округе). Затем возможно развитие по двум сценариям: в каждом ресторане выставляется на кухне пост с боевым оружием, всех работников, включая директора, обыскивают на входе и выходе, а в местной прокуратуре создается специальный контролирующий отдел. Или господдержка заканчивается, рестораны переходят в частные руки, а проект развивается дальше по правилам нормальной экономики.

Может ли сеть фастфуда работать на местных продуктах?

Чего ж нет. И вот это единственный пункт, по которому объяснимо обращение к президентскому авторитету. По крайней мере, в регионах проще делать бизнес, прежде испрося благословения у Кремля, — местные власти становятся куда сговорчивее. Правда, никакое вмешательство властей не поможет найти продукты там, где их нет, — тут братьев фантазия подвела. Характерно, что поставлять продукты «Едим дома» вызвался и бывший мэр Москвы Юрий Лужков, известный провальным экспериментом со своим «Русским бистро», — оказывается, он выращивает овес и баранину в Калининградской области.

Можно ли просить денег у государства?

Можно, но без толку. Вообще удивительно, что народ так заволновался — что сейчас, дескать, начнут раздавать Пенсионный, а может, даже и Стабилизационный фонд. Известно же, что любое государство тратит деньги с одной-единственной целью: поддержание собственного статус-кво. Если убедить его, что строительство ресторанной сети укрепляет обороноспособность и уменьшает социальную напряженность, дело может выгореть. 

Должно ли государство помогать своим рестораторам?

Безусловно. Еще оно должно поддерживать своих фермеров и своих виноделов, а не только свое кино — тем более что поддержка кино каких-то особых результатов не дает. Как — другой вопрос. В большинстве своем рестораторы говорят: не надо помогать, хотя бы не мешайте, — но вряд ли хоть один из них отказался бы от уменьшения налогов, льготной ставки по кредиту и компенсации хоть какой-то части арендной платы. Зачем это государству? Чтобы было больше ресторанов, а люди в них массово выпивали и закусывали, а социальный ландшафт от этого становился красивее с каждым днем. Плюс к тому людей, работающих в ресторанах, не надо кормить — они, как бы плохо ни шли дела, сами себя кормят.

Может ли Высоцкая стать лицом общенациональной сети?

Конечно. Более того, она уже лицо — своей кулинарной школы, своего ресторана и своего журнала. И в принципе лицом ресторанной сети может стать кто угодно — например, у «Хачапури» это баран Толик. Но Высоцкая, конечно, посимпатичнее.  



Ошибка в тексте
Отправить