перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Приключения рубля

Что будет с недвижимостью, ценами на одежду, путешествиями и концертами звезд

Перемены

Москвичи привыкли к концертам звезд первой величины, поездкам на выходные в Европу, бесплатным лекциям, одежде всех мыслимых марок и порядку цен на квартиры в Москве. Мы узнали, что со всем этим будет происходить дальше.

Что будет с концертами зарубежных артистов?

Андрей Саморуков Андрей Саморуков совладелец агентства Pop Farm

«Иностранные музыканты получают гонорары в валюте, и очень немногих из них волнуют экономические проблемы России.

Пока ничего не отменилось, но, например, у нас некоторые хорошие проекты заморожены до лучших времен. Подобные проблемы испытывают все наши коллеги, которые занимаются гастролями иностранных артистов. Зарубежный артист — это такой же пармезан, хамон, IKEA или «Макдоналдс».

Про бедность пока говорить рано. Результаты будут понятны после того, как пройдут концерты, запланированные на февраль, март и апрель. Сейчас самое важное, чтобы курс рубля к евро и доллару наконец-то более-менее зафиксировался. Это позволит хоть как-то планировать и бюджетировать проекты. Сейчас, когда курс прыгает каждый день, делать это затруднительно.

Чего мы точно не сможем себе позволить в следующем году, так это делать экспериментальные концерты таких артистов, как Warpaint или Of Montreal. Подобные проекты могут существовать только в условиях благоприятной экономической обстановки в стране. В основном в 2015 году будут приезжать артиcты, которые гарантированно собирают залы. У Pop Farm три таких артиста поедут в туры по России осенью. Правда, если курс евро станет, скажем, 200 рублей, то к нам не приедут даже Depeche Mode, и скоро все мы будем ходить на концерты Вики Цыгановой».

Что будет с бесплатным образованием и зарубежными лекторами?

Варвара Мельникова Варвара Мельникова президент института «Стрелка»

«У нас есть часть контрактов в евро: как правило, это зарубежные эксперты, которые к нам приезжают. На данный момент из-за курса получается существенная разница. Но тем не менее нельзя сказать, что это как-то кардинально изменило нашу жизнь — мы работаем в прежнем режиме. Все-таки у нас не так много контрактов с иностранцами: мы прежде всего организация, которая работает в России и сотрудничает с местными экспертами. Что будет дальше — сложно прогнозировать, все зависит от курса».

Что будет с масс-маркетом?

Александр Перепелкин Александр Перепелкин основатель пиар-агентства Lunar Hare, работают с ASOS и H&M

«Любой кризис — это одинаковые возможности как для будущего роста, так и для потери доли рынка. На мой взгляд, у брендов с сильным бренд-ДНК, вложивших деньги не только в открытие бесчисленных магазинов, но и в развитие собственной марки, в отношения с покупателями, есть все шансы разумно сократить издержки, избавиться от магазинов-витрин, которые не приносят прибыли и в конечном итоге даже укрепить собственные позиции. Я думаю, в ближайший год мы увидим дальнейший уход с рынка «маргинальных» марок и компаний, которые рассматривали Россию просто как рынок сбыта. Для сильных брендов эта ситуация — шанс не только не потерять, но и повысить продажи. 

Цены, безусловно, будут расти, так как даже если производство находится в России, сырье закупается за границей, а расчеты ведутся в валюте. Тем не менее у масс-маркета есть больше инструментов сдерживать рост цен — а сам этот рост не будет так заметен, как в сегменте люксовых товаров. 

Делать какие-то прогнозы сейчас было бы очень опрометчиво, так как российский кризис во многом зависит не от текущей мировой экономической ситуации, а от внешних факторов и политической воли. Тем не менее если все будет развиваться по более или менее плавному сценарию, для многих компаний рост вполне возможен за счет привлечения среднего класса, который сократит свои покупки за рубежом или откажется от более дорогих товаров. 

Я уверен, что мы увидим еще не одно закрытие и уход с рынка тех или иных брендов, но вряд ли крупных ретейлеров. Они сделали очень большие инвестиции в рынок, в обучение персонала, в коммуникации. Более того, с уходом маленьких игроков у ретейлеров появится возможность занять прекрасные торговые площади на очень выгодных для них условиях и зачастую диктовать свои правила владельцам торговых центров». 

Что будет с недвижимостью?

Яна Мандрыкина Яна Мандрыкина управляющий партнер компании БЕСТ-Недвижимость, отделение на Маяковской

«Ситуация на рынке недвижимости меняется в Москве практически с начала года, еще до резкого падения рубля, Крыма и всего остального. Примерно весной люди начали оперативно покупать жилье. Квартиры в диапазоне 6–7 миллионов рублей натурально расхватывали. Скорее всего, дело в отложенном спросе: у нас такой менталитет, долго копили и вот наконец купили. Еще квартиры покупают в качестве инвестиций: люди до сих пор уверены, что лучше всего вкладывать деньги в недвижимость.

С мая ситуация изменилась: во всех сегментах спрос резко упал, на рынке появился торг. То есть на рублевой сделке спокойно можно было сбить цену в пределах 10%. В сентябре был большой спрос на недорогое первичное жилье — варианты до 5 миллионов буквально сметали. А позже, вместе с рублем, упал и спрос на недвижимость. Стоимость жилья, которое оценивается в долларах (на самом деле это большая часть), растет пропорционально курсу. Люди сейчас находятся в панике и не знают, что делать с деньгами. 

Если есть план вкладываться в недвижимость, то сейчас самое время: цены фактически остались прежними и не будут подниматься вместе с инфляцией, как это бывает обычно. Просто во время любого кризиса общество начинает меньше покупать и спроса мало. Дальше будет только печальнее — инвестиционные покупки закончились, покупать будет некому. Продавать вторичку тоже будут меньше — кому захочется в сложное время расставаться с недвижимостью?»

Что будет с авиабилетами?

Артем Коновалов Артем Коновалов CEO мобильного приложения по поиску билетов Corner
«Цена на билеты в долларах или евро остается прежней. Авиакомпании чаще всего не повышают тарифы, но сумма в рублях пересчитывается по курсу каждый день, и билет в итоге стоит для вас ощутимо дороже. 


Первый квартал следующего года для рынка авиабилетов в России будет очень плохим. Сейчас мы этого еще не ощутили: все тратят отложенные рубли на путешествия, потому что боятся, что рубль будет стоить еще меньше. В новом году будет явный спад по всему тревел-рынку. Но есть вероятность, что в этой ситуации авиакомпании начнут снижать тарифы и демпинговать: никто не хочет летать впустую и перевозить воздух.

Главный совет — меньше планируйте вперед, пользуйтесь моментом и специальными предложениями, выбирайте выгодные направления под даты, не надо зацикливаться на традиционно востребованном и дорогом, к примеру, Париже.

Попробуйте посмотреть на это другими глазами. Мы все равно не перестанем путешествовать, теперь же будет повод посетить места, которые мы раньше пропускали. Те же Стамбул, Ригу, Баку, Ереван. Всегда есть куда поехать: цены — это просто повод открыть для себя массу новых мест». 

Что будет с театральными фестивалями?

Роман Должанский Роман Должанский Арт-директор театрального фестиваля NET

«Любой международный фестиваль напрямую зависит от курса евро, потому что гонорары зарубежным театрам и международные перевозки оплачиваются в валюте той страны, откуда едет театр. По нам в этом году ударило больше, чем по кому-либо, потому что обвал рубля пришелся именно на дни фестиваля. Рассчитывали по одним ценам – расплачиваться придется по новым. Те, у кого фестивали начнутся позже, все еще имеют возможность привести свою программу в соответствие с новой финансовой реальностью. Мы такой возможности не имели. 

Благодаря слаженной и, можно сказать, самоотверженной работе фестивальной команды вся программа выполнена целиком. Отказались от всего, от чего можно было отказаться, где-то ужались в ущерб себе, но все обязательства перед зрителями выполнили. Для фестиваля NET главное – театр, спектакли и зрители. 

Жаловаться бессмысленно. Нужно работать в тех условиях, которые есть – до тех пор, пока вообще возможно дышать и что-то делать. Но всем международным фестивалям будет очень тяжело в будущем году, вне зависимости от того, говорят они об этом или молчат. 

Фестивали вообще проводить «невыгодно» – если иметь в виду только материальную выгоду. Всегда невыгодно – и в благополучные годы, и в кризисные. Это затратное дело. И его существование напрямую зависит от позиции государства и спонсоров, благодаря которым формируется бюджет. Легче в 2015 не будет точно, насколько сложнее – посмотрим. В том, что наш фестиваль нужен зрителям, у нас сомнений нет. Доказательство тому – отсутствие свободных мест в залах. Так что публику в необходимости фестиваля NET убеждать не надо.  

Мы провели фестиваль-2014, программа которого была действительно уникальной, на бюджет, лишь на  20% состоящий из средств, полученных от государства. Такого КПД не имеет сейчас ни один фестиваль в России. Это абсолютно уникально. А имея в виду курс рубля - это почти чудо. На данный момент мы живем в основном благодаря поддержке Фонда Прохорова». 


А где ответ на вопрос, приедет ли Леди Гага (или любой другой дорогостоящий артист с большим и сложным шоу) в Россию? В 2012 году московский и петербургский концерты певицы принесли выручку по билетам почти 5,5 миллиона долларов, посмотреть на нее пришло около 30 тысяч человек. Тогда билет стоил от 3300 рублей при среднем курсе 31 рубль за доллар. По очень примерным оценкам, артистка получает от 750 тысяч долларов до 1,9 миллиона долларов за шоу. Экономика больших концертов — гораздо более сложное явление, чем гонорар, билеты, декорации и спонсорский пакет, однако ни один промоутер не рискнет связаться с дорогим артистом при скачущем курсе, а 30 000 человек вряд ли захотят заплатить за концерт от 5500 рублей.

Ошибка в тексте
Отправить