Предсказания «Оскара»: кому достанутся главные награды

В конце этой недели в Лос-Анджелесе раздадут «Оскары». Наш кинокритик Станислав Зельвенский предсказывает исход в основных номинациях.

Лучший фильм

Кто получит: «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Несмотря на во многом заслуженную репутацию «Оскара» как премии предсказуемой и скучной, вот уже несколько лет в главной номинации интрига сохраняется до самого последнего момента (а иногда и немножко после): «12 лет рабства» против «Гравитации», «Отрочество» против «Бердмена», «Выживший» против «Игры на понижение» (с победой «В центре внимания»), «Ла-Ла Ленд» против «Лунного света». В этом году та же история: шансы «Формы воды» Гильермо дель Торо и «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури» Мартина МакДонаха всеми оцениваются как равные. «Форма», лидер по числу номинаций, ходила в фаворитах, но очень слабо выступила на премии BAFTA и не получила ни одной награды Гильдии киноактеров, а в Киноакадемии много и британцев, и актеров. С другой стороны, за дель Торо гильдии режиссеров и продюсеров. Что касается содержательной части — больше ли академикам по душе изысканное фантастическое ретро или суровая провинциальная трагикомедия, какой фильм лучше подойдет моменту #MeToo, — то это разговор заведомо бессмысленный и тупиковый. Наугад ткнем в «Билборды»: по нынешним временам он чуть больше похож на оскаровского победителя.

Необходимо добавить, что обсуждается и смелый сценарий, в котором «Форма» и «Билборды» перегрызают друг друг глотки, и вперед вырывается, например, популярный и злободневный «Прочь», но в это все-таки трудно поверить. У остальных участников шансов, пожалуй, нет вовсе: «Дюнкерк» слишком формалистский, «Призрачная нить» слишком экстравагантный, «Леди Берд» и «Зови меня своим именем» слишком маленькие, а «Темные времена» и «Секретное досье» — слишком вчерашний день.

Лучшая режиссура

Кто получит: Гильермо дель Торо («Форма воды»)

Главный конкурент мексиканца Мартин МакДонах даже не номинирован, и судя по победной поступи дель Торо до сих пор, в этой категории вряд ли кто-то отнимет у него награду и возможность всплакнуть на сцене. Автор «Прочь» Джордан Пил и автор «Леди Берд» Грета Гервиг явно записаны авансом (и есть подозрение, что до оплаты дело не дойдет никогда), Полу Томасу Андерсону и Кристоферу Нолану придется еще потерпеть. Забавно, что Нолан номинируется как режиссер впервые, Андерсон — всего во второй раз, при этом оба неоднократно номинировались как сценаристы.

Лучший актер

Кто получит: Гэри Олдман («Темные времена»)

Без вариантов: все договорились, что роль Уинстона Черчилля, великого человека, на которого Олдман к тому же совсем не похож, — удачный повод наконец выдать тому «Оскар» (несмотря на прискорбную несдержанность в интервью). Авансы даны новым любимцам публики Дэниелу Калую («Прочь») и Тимоте Шаламе («Зови меня своим именем»). Старые любимцы — Дензел Вашингтон, юрист не от мира сего в картине «Роман Израэл, Esq.», и Дэниел Дей-Льюис, кутюрье в «Призрачной нити», со своими восхитительными ролями пролетают. Британец имел (еще имеет, строго говоря) шанс уйти на пенсию с четырьмя «Оскарами», рекордсменом среди мужчин.

Лучшая актриса

Кто получит: Фрэнсис МакДорманд («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»)

Тоже без вариантов. Что ж, МакДорманд, по крайней мере, весело принимает награды. Радость за коллегу с легким оттенком разочарования будут изображать Салли Хокинс («Форма воды»), Сирша Ронан («Леди Берд»), Марго Робби («Тоня против всех») и чемпион в этом виде спорта Мерил Стрип («Секретное досье»). По-хорошему, приз, конечно, заслужила Робби, азартно сыгравшая Тоню Хардинг, — это один из самых приятных сюрпризов года. К слову, Робби и Ронан вскоре будут конкурировать еще и за английский престол в фильме про Марию Стюарт.

Лучший актер второго плана

Кто получит: Сэм Рокуэлл («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»)

Чтобы гарантированно попасть в эту номинацию, нужно сыграть смертельно больного шерифа: в прошлом году это был Майкл Шеннон из «Под покровом ночи», в этом — Вуди Харрельсон из «Билбордов». Гнусный помощник смертельно больного шерифа — тоже неплохо, впрочем. Также в забеге участвуют Кристофер Пламмер, заменитель Спейси в роли Пола Гетти («Все деньги мира»), Ричард Дженкинс, умильный сосед-гей из «Формы воды», и Уиллем Дефо, в «Проекте «Флорида» в виде исключения сыгравший хорошего человека.

Лучшая актриса второго плана

Кто получит: Эллисон Дженни («Тоня против всех»)

Дженни — одна из тех актрис, кого все знают в лицо и никто по имени, — больше привыкла к телевизионным, нежели кинонаградам, но монструозная, смешная и несчастная мамаша Тони Хардинг — роль, созданная для «Оскара». Нечто похожее, но сильно помягче, играет Лори Меткаф в «Леди Берд». Не маму, а сестру, но с матриархальными замашками, — Лесли Мэнвилл в «Призрачной нити». Октавия Спенсер («Форма воды») и певица Мэри Джей Блайдж («Ферма «Мадбаунд»), наоборот, сыграли чрезвычайно скромных угнетенных женщин в эпоху расовой сегрегации.

Лучший оригинальный сценарий

Кто получит: Мартин МакДонах («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»)

Многие считают, что это будет утешительный приз для автора «Прочь» Джордана Пила, который иначе рискует уйти ни с чем, но победа МакДонаха на территории слов кажется более логичной. Другие номинанты — Гервиг и дель Торо. Кроме того, это единственная номинация очень успешного в Штатах симпатичного фильма «Любовь — болезнь» про пакистанского стендап-комика и девушку в коме; сценарий — автобиографический.

Лучший адаптированный сценарий

Кто получит: Джеймс Айвори («Зови меня своим именем»)

Можно по-разному относиться к фильмам Айвори, но он живой классик, необычная фигура, ему 89 лет, и у него до сих пор нет «Оскара»; похоже, он получит его не за режиссуру, а за адаптацию романа Андре Асимана для картины Луки Гуаданьино. У «Зови меня своим именем» много поклонников и, вероятно, еще больше поклонниц; в любом случае, это будет трогательный момент.

Компания пестрая: Аарон Соркин с «Большой игрой» (определенно не лучшей своей работой), фильм «Логан» про мытарства Росомахи (первый супергеройский комикс в этой категории), «Ферма «Мадбаунд» про расизм, а также «Горе-творец», очаровательный синефильский байопик, который скандально пролетел мимо актерской номинации, по-видимому, из-за шалостей Джеймса Франко.

Лучшая операторская работа

Кто получит: Роджер Дикинс («Бегущий по лезвию 2049»)

Одним оскаровским курьезом может стать меньше: великий английский оператор Дикинс, бесплодно номинировавшийся 13 раз, может наконец получить премию за проезды по постапокалиптической Калифорнии. Если же традиция сохранится, выиграет датчанин («Форма воды»), голландский швед («Дюнкерк»), француз («Темные времена») или женщина Рейчел Моррисон («Ферма «Мадбаунд») — первая представительница своего пола в этой номинации.

Лучший фильм на иностранном языке

Кто получит: «Фантастическая женщина»

В фаворитах самой нелепой из номинаций ходит чилийская драма про транссексуала. С ней соревнуются каннский победитель из Швеции «Квадрат», берлинский победитель из Венгрии «О теле и душе», ливанская судебная драма «Оскорбление» (темная лошадка номинации) и, наконец, «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, для которого это еще один шанс получить по-настоящему значительный приз.

Лучший полнометражный анимационный фильм

Кто получит: «Тайна Коко»

«Пиксар» — что тут скажешь. В этой номинации за чистое развлечение отвечают «Босс-молокосос» и «Фердинанд»; за прогрессивные идеи — спродюсированный Анджелиной Джоли мультфильм про женскую долю при талибах; за красоту — глуповатый, но сделанный в уникальной технике «С любовью, Винсент» про Ван Гога.

Лучший полнометражный документальный фильм

Кто получит: «Лица, деревни»

Если все сойдется, Аньес Варда станет одним из двух 89-летних награжденных (второй — Джеймс Айвори). Легенда новой волны вместе с молодым художником по имени JR сделала совершенно неотразимый, легкий и пронзительный фильм про искусство, про бег времени, про то, как они колесят по французской глубинке, наблюдая за встреченными людьми и друг за другом. Справедливости ради, «Икар» про американского велосипедиста-любителя, который волей случая выходит на Григория Родченкова, а потом на соответствующий скандал, — тоже по-своему выдающаяся работа, хотя и по совсем другим критериям. И если победит он, это тоже будет честно и понятно. Также участвуют «Стронг-Айленд» про расизм, «Abacus» про проштрафившийся банк и «Последние люди Алеппо» про войну в Сирии.

А также в других номинациях
Лучший саундтрек

Кто получит: Александр Деспла («Форма воды»)

Тут одни тяжеловесы, хотя и очень разные: Ханс Циммер («Дюнкерк»), Джон Уильямс («Звездные войны»), Картер Беруэлл («Билборды»), Джонни Гринвуд («Призрачная нить»), но Деспла пока уверенно лидировал в этом сезоне.

Лучшая песня

Кто получит: «Remember me» («Тайна Коко»)

Тут идет напряженная борьба между ключевой темой всеми любимого мультфильма и хитом «This is me» (из мюзикла «Величайший шоумен»), написанным прошлогодними лауретами «Оскара» из «Ла-Ла Ленда».

Лучший монтаж

Кто получит: Ли Смит («Дюнкерк»)

Премию BAFTA получил «Малыш на драйве», но на «Оскаре» у батального полотна Нолана, демонстративно сложно собранного, кажется, больше шансов, чем у легкомысленного музыкального боевика. Также здесь по обыкновению номинированы главные фильмы — «Форма» и «Билборды» плюс «Тоня против всех».

Лучшая работа художника-постановщика

Кто получит: Пол Денэм Остерберри («Форма воды»)

В этой категории преимущества фильма дель Торо очевидны, вперед, впрочем, еще может вырваться «Бегущий по лезвию» с его потрясающими декорациями.

Лучший дизайн костюма

Кто получит: Марк Бриджес («Призрачная нить»)

Учитывая специфику фильма Пола Томаса Андерсона, любой другой исход будет преступлением, хотя соответствующая гильдия премировала «Форму воды», и здесь она тоже может победить.

Лучший грим

Кто получит: «Темные времена»

Люди, ежедневно превращавшие Гэри Олдмана в Черчилля, не могут уйти с пустыми руками. С ними соревнуются гримеры «Чуда» про ребенка с деформированным лицом и «Виктории и Абдулы», где все красиво напомаженные.

Лучшие спецэффекты

Кто получит: «Бегущий по лезвию 2049»

Самая народная номинация: «Звездные войны», «Планета обезьян», «Стражи Галактики» и даже новый «Конг». «Бегущий по лезвию» на этом развеселом фоне выглядит наиболее академичным.

На «Афише Daily» в ночь с 4 на 5 марта текстовую трансляцию итогов «Оскара» будут вести Станислав Зельвенский и Максим Сухагузов здесь.