перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Кабинеты Олег Кулик, художник

Рабочее пространство одного из самых знаменитых акционистов России, который уже долгое время не делает перформансы, но до сих пор известен публике в первую очередь как человек-собака.

архив

None

Рабочее пространство Кулика находится в его квартире на улице Казакова, где он живет с 1996 года: «Это прекрасный район — из-за присутствия Курского вокзала, во-первых, он образует вместе с Яузой воздушный коридор, отчего воздух здесь чище, а во-вторых, присутствие бомжей отпугивает отсюда инвесторов и строителей, и места эти они почти не тронули».

Художественная мастерская художника находится совсем рядом — в «Винзаводе»: «Я не разделяю работу, которую я делаю здесь или там, я человек искусства, и в жизни у меня один вид работы — я все точнее и точнее узнаю свою миссию».

В этой комнате Олег работает и принимает гостей, но деловыми эти встречи он называть отказывается: «У меня деловых встреч нет. Деловая встреча для меня — когда я иду к проктологу. А здесь у меня с гостями любовные встречи, здесь между нами происходит любовь».

 

None

В центре помещения находится старый, столетний, стол, который Олег доделывал самостоятельно: «Подпилил ему ножки и подложил под стекло зеркало, которое разрисовал акрилом. Получился райский сад, Эдем. Стол очень крепкий — на нем можно прыгать и скакать, он выдерживает взрослого человека. И когда ты по нему ходишь, ты будто большой бог в маленьком саду. Дизайнеры, которые сюда приходили, очень его расхваливали и говорили, что это гениальный стол».

Над ним — работа художника «Золотое яйцо», которая, по его словам, приносит удачу каждому ее владельцу: «Я повесил ее здесь, чтобы она принесла удачу и мне. Это мои родственники — мой папа, бабушка, собака, племянница, — а в золотом яйце отражаюсь я».

 

None

Перед рабочим столом, занятым компьютером, висят две работы художника: «Справа висит мой самый знаменитый перформанс — «Я кусаю Америку, Америка кусает меня». В этом образе я жил. Для меня то, что перед картиной, — это социум, а то, что за ней, — это я. Эту клетку разрушить нельзя. Ее можно только растворить. А работа слева — это следующий взгляд, противоположный. Работка с клеткой — ужасное, а это — прекрасное, но только внешне, потому что животное здесь на самом деле мертвое, а люди — всего лишь отражение. А справа — прекрасное, внутреннее мое состояние. Нужен был такой диапазон, зеркальность, и поэтому они повешены именно так — причем, сидя за столом, я чаще обращен к работе с перформансом».

 

None

«А посередине, между работами, находится вот такой жезл — мудрости, силы, чистоты, прозрачности. Сделан из муранского стекла. Это такой лингам, который меня настраивает на нужный лад, на чистое и сильное состояние души».

 

None

Архив, собранный Куликом за все время работы: «Здесь все то, что я сделал за свою жизнь. Задним умом я очень логичный человек. Все свои работы документирую и составляю сюда — хочу оставить дочери в наследство каждый день моей жизни, чтобы она разобрала, как отец пал так низко. Журналы, книги, фотографии, статьи про меня и все мои проекты».

 

None

Глобус, купленный в магазине, чтобы понимать, насколько мала Земля: «Думаешь, Россия гигантская, а потом смотришь на Атлантический и Тихий океаны, во сколько раз они больше России, — и это правильно настраивает. А эта Европа и европейские ценности — маленькая какашечка где-то сверху».

 

None

«Это искусственная молния, которая ионизирует воздух, как утверждают ловкие продавцы. Не знаю, что она делает, но чувствуется. Я стараюсь бороться с бактериями и сухостью, чтобы дочке моей жилось хорошо».

 

None

Табуретка, привезенная Куликом из Китая: «Очень удобная».

 

На окне по большей части собраны подарки друзей и вещи, привезенные из поездок. В красной вазе находится молитвенный круг — «с каждым его оборотом произносится 1008 молитв сразу». Лампа — дизайнерская, «красиво меняет цвета и куплена очень давно». Справа от нее висит «зеркало, в которое переходят все печали, если на него посмотреть; привезено из Тибета, откуда у меня много вещей» и бронзовые китайские колокольчики, издающие пронзительный звук. Между иконами — старая работа Кулика «Горбачев», которую он вырезал в стекле.

 

None

Недавно Олег приобрел аудиосистему с ламповым усилителем, чтобы слушать свои старые виниловые пластинки, которые он собирает с 1980-х годов: «Тогда я их не слушал, чтобы не запиливать. Осталось только проигрыватель купить».

 

None

Двустороннее зеркало, как в полицейских участках в комнатах допросов. «Оно, волшебное, приснилось мне — во сне я долго смотрел в зеркало и в какой-то момент увидел себя с другой стороны, из своего же отражения. И понял, что это состояние человека до жизни и после жизни. А рама — это и есть религия, ведь религиозное сознание — это наблюдение себя со стороны. Потом я нашел это зеркало, заказал для него раму и сам ее разрисовал — сделал из буддистских мотивов такой вполне европейский продукт».

 

None

Китайский приемник, воспроизводящий буддистские мантры.

 

None

Книги на столе: альбом по современной архитектуре — Кулик строит дом-окно в Калужской области; «Введение в изучение буддистской философии» Пятигорского: «Это комментарий знаменитого философа к ключевым текстам буддистской философии и изучение этого мировоззрения, самое глубокое в этой области из тех, что я встречал у европейских мыслителей; «Иконостас» Флоренского: «Самая главная книга для меня на сегодняшний день. В современном русском искусстве очень много говорят о поиске своей идентичности: куда опереться, на что опереться. Двигаться нам к иконам, или к авангарду, или куда-то еще. А я не так давно ездил в Италию, и там мне стало интересно, чего же от нас ждет Запад? Зашел в магазин с книгами по искусству и обалдел: самый популярный русский автор в этом книжном был Флоренский. И не только русский: он самый популярный там автор вообще. Ему посвящен целый стеллаж. И он в этой книге говорит о контексте, о том, без чего современное искусство существовать не может».

Ошибка в тексте
Отправить